+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2024 18:00:17
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Обзор событий недели
Алтайвагон продан

Сделку по передаче активов подтвердили РЖД-Партнеру сразу несколько независимых друг от друга участников рынка, в том числе и лицо, близкое к АО «Алтайвагон». Информация о возможной продаже «Алтайвагона» рынком обсуждалась весь прошлый год. Однако имя покупателя – неожиданность, в этом чувстве признались все собеседники РЖД-Партнера. Покупатель – ГК «ТАЛТЭК» – контролирует ряд угледобывающих предприятий Кемеровской области. По информации на начало 2023 года, запас угля составляет 650 млн тонн. Кроме того, ТАЛТЭКу принадлежат Барнаульский ВРЗ, железнодорожный оператор «ТалТЭК Транс» и Кандалакшский морской торговый порт. Основатель и глава совета директоров группы – Юрий Кочеринский. Основной вид деятельности нового собственника по ОКВЭД – торговля оптовая твердым топливом. Всего зарегистрировано 6 видов деятельности.

Основной вид деятельности «Алтайвагона» по ОКВЭД – производство несамоходных железнодорожных, трамвайных и прочих вагонов для перевозки грузов. Всего зарегистрировано 55 видов деятельности.

«Алтайвагон» в прошлом году сертифицировал цистерны 15-2167 и 15-2167-01, хопперы-зерновозы 19-2168, фитинговые платформы 13-2166 и рефвагоны 16-2155. Завод выпускает сертифицированные тележки для осевой нагрузки 25 тс модели 18-9800 (интеллектуальные права – у РЖД). В прошлом году предприятие заключило контракт на поставку до 2025 года более 1,5 тыс. нефтебензиновых цистерн. В конце года руководство предприятия заявило о планах по выпуску хопперов, цистерн и крытых вагонов. Однако в настоящий момент планы на 2024 год никто не подтверждает. Официально пресс-служба завода на запрос РЖД-Партнера ответила, «для прессы пока нет информации». Неофициально сообщается, завод все законтрактованные заявки исполнит.

В России на рынке строительства вагонов лидируют четыре предприятия: ОВК, УВЗ, «РМ Рейл» и «Алтайвагон», на их долю приходится 67,3% выпуска всего грузового состава. «Алтайвагон» произвел в 2023 году, по информации ряда экспертов, более 10 тыс. ед. вагонов.

Активы вагоностроительных заводов скорее всего будут обесцениваться, об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка на условиях анонимности. Большинство вагоностроителей придерживается оперативной тактики: делаем то, что пользуется спросом и имеет наибольшую маржинальность для производителя, такое мнение высказывает собеседник РЖД-Партнера, который близок к экспертному сообществу. Сейчас, в настоящий момент, у рынка спрос на практически любой род вагонов.

«Но кайф вагоностроителей может обломаться достаточно быстро», – продолжает собеседник РЖД-Партнера.

Тактика на будущее – это подготовка к снижению спроса и развитие компетенций «завтрашнего дня». Другой собеседник РЖД-Партнера и эксперт рынка подтверждает неблагоприятные прогнозы для рынка грузовых вагонов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

«Поэтому, уверен, владельцы будут освобождаться от активов. Потому что дальше, со временем, они будут обесцениваться», – заявляет он.

Александр Поликарпов, управляющий партнер ROLLINGSTOCK Agency подчеркивает, «Алтайвагон» продан на высоком вагонном рынке и производитель весь 2023 год вел маркетинговую предпродажную подготовку. Со слов эксперта, в 2024–2025 годах новые собственники будут оптимизировать бизнес-процессы, «однако им придется учитывать высокую социальную значимость предприятий для региона».

Какой именно подвижной состав предложит рынку новый собственник – доподлинно не известно. Есть мнение, что объединенная компания представит рынку полную линейку: полувагоны, цистерны нефтебензиновые и для СУГ, хопперы, крытые вагоны, платформы. Однако часть рынка считает, что завод перепрофилируют под производство полувагонов, необходимых для транспортировки угля.

«Однако конкурировать по цене с продукцией от «ОВК» и «УК РМ Рейл» вряд ли получится», – говорит собеседник РЖД-Партнера, близкий к рынку производителей вагонов.

По мнению собеседника РЖД-Партнера, если новое руководство завода выберет этот путь, то существуют риски потери «Алтайвагоном» компетенций в производстве крытых вагонов.

На этой неделе сотрудникам «Алтайвагона» представили нового генерального директора. Им стал Алексей Владимирович Кунгурцев. Ранее он возглавлял АО «Барнаульский ВРЗ».

Рост цен на подвижной состав затормозился

Основной скачок цен на вагоны пришелся на август – сентябрь, а в ноябре он приостановился, об этом гласит исследование журнала РЖД-Партнер «Ставки и грузовые вагоны». Отмечается также, цена на полувагоны с повышенной нагрузкой на ось росла и в конце 2023 года, впрочем как и цена на цистерны для нефтепродуктов, аммиака и СУГ, также на фитинговые и универсальные платформы (тех, что предназначены не только для колесной техники, но и лесоматериалов, а также контейнеров – с возможностью установки фитингов).

Эксперты сегодня спорят о том, какими должны быть справедливые цены на новые вагоны. Единого решения нет. Но эксперты сходятся в одном: стоимость вагонной составляющей в цене железнодорожной перевозки должна для большинства сделок окупать затраты операторов на обновление парка.

Представитель одного из вагоностроительных заводов, используя данные, приведенные в исследовании РЖД-Партнера, пришел к выводу о том, что с учетом сложившегося уровня цен на новый подвижной состав в ноябре прошлого года большинство моделей подвижного состава следовало считать инвестиционно привлекательными. В данном случае речь идет о расчетах на длительный период – по сроку службы. И все же были выявлены и те модели, поиск справедливой цены на которые еще не устоялся. В частности, это касается цистерн для светлых нефтепродуктов и жидкой химии. Цены на них представляются перегретыми.

Создание первого отечественного поезда для ВСМ намечено до 2030 года

В новом высокоскоростном составе будет 8 вагонов и несколько классов обслуживания.

«Мы уже утвердили внешний вид. Предусматриваем 4 класса обслуживания: первый, бизнес, комфорт и базовый. Будут оборудованы игровая зона для детей, кухня с баром в вагоне-бистро, [предложена] мультимедийная информационно-развлекательная система», – рассказал на этой неделе генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Планируется обеспечить в вагонах на протяжении поездки устойчивую интернет-связь.

«Создание беспроводной инфраструктуры позволит предоставить пассажирам высокоскоростной доступ в интернет со скоростью 250 Мбит/сек. при движении поезда на скорости 350–360 км/ч. Большая проблема, но первоначально мы испытаем это в «Сапсане», – уточнил глава РЖД.

Он напомнил, что в августе 2023 года на государственном уровне утверждена схема национальной сети высокоскоростного движения поездов, которая охватит территорию, где проживает около 80% населения. Протяженность сети составит 3750 км.

«Мы предполагаем, что первый этап, и Минтранс над этим работает, будет реализован ориентировочно до 2030 года, и в это же время будет построен полностью наш российский высокоскоростной поезд», – проинформировал О. Белозеров.

Уровнем он будет лучше, чем существующий в стране высокоскоростной подвижной состав, пообещал руководитель холдинга.

Российско-финская граница закрылась, но рост таможенных платежей не остановился

Объем взимания таможенных платежей увеличился на 20%, если сравнивать с показателями за 2022 год. Северо-Западное таможенное управление обеспечило почти 519,6 млрд руб. Информацию предоставил Юрий Кулешов, замначальника Северо-Западного таможенного управления.

В 2023 году в Северо-Западном регионе вырос процент поездок через границу автобусами – на 45% в сравнении с 2022 годом. Таможенники объясняют это тем, что пропуск легковых автотранспортных средств, зарегистрированных РФ, по инициативе государств – членов ЕС был запрещен.

Из 53 пунктов пропуска через границу работа идет в 47. Несколько из них в 2023 году работать перестали: в том числе все пункты пропуска на участке российско-финской границы.

«Текущая ситуация – отсутствие любого перемещения. Что товаров, что физлиц, что легковых автомобилей. Мы видим определенное перераспределение на ближайшие открытые МАПП «Ивангород» и на Псковском направлении. Таможенные органы усилены на данных направлениях, готовы. Особых проблем мы не увидели», – прокомментировал РЖД-Партнеру начальник службы организации таможенного контроля СЗТУ Александр Виноградов.

При этом 1 февраля автомобильная часть МАПП «Ивангород» на несколько лет закроется на реконструкцию. Начала реконструкций на других МАПП в зоне действия СЗТУ в 2024 году предварительно не ожидается.

В 2023 году таможенные органы СЗТУ в автомобильных пунктах пропуска тоже продолжали контроль за запретом движения иностранных перевозчиков, установленных указом президента № 681: «Под действия запрета попали 16% от общего числа проследовавших через автомобильные пункты пропуска транспортных средств с грузом».

В СЗТУ отметили, что грузооборот через ж/д пункты пропуска находится на минимальном уровне. Показатели морского и воздушного сообщения показывают положительную динамику.

Таможенники заявляют, что в 2023 году активизировали применение технологий авторегистрации и автовыпуска.

«Регистрация 91% экспортных и 77% импортных деклараций на товары осуществляется автоматически. Автовыпуск проходит почти 39% экспортных и 27% импортных деклараций. При декларировании товаров доля таможенных досмотров составила всего 1% от общего количества деклараций», – комментирует А. Виноградов.

По итогам работы центров электронного декларирования отмечается постепенное восстановление морского сообщения, появление новых контейнерных линий, говорит спикер. Выстраивание устойчивых торговых связей с Юго-Восточной Азией дало почти 4% роста числу зарегистрированных импортных деклараций на товары в 2023 году.

Среди других технологий, которые сейчас внедряются, – технология выпуска товаров с борта судна. Она работает через подачу предварительной таможенной декларации: «В ряде случаев данная технология дает результат по оформлению товаров еще до выгрузки судна или в ближайшее время после».

Как ответил А. Виноградов на вопрос РЖД-Партнера, ФТС взял вектор на цифровизацию для упрощения работы инспекторов. Эта работа продолжается, но постепенно. ФТС продолжает работу над созданием интеллектуальных пунктов пропуска, отметил спикер и напомнил, что в Северо-Кавказском регионе в 2024 году будет тестироваться интеллектуальная система пропуска, посредством которой все госорганы в пункте пропуска смогут получать единую информацию.

Кот может стать причиной судебных разбирательств с РЖД

Хронология происшествия такова: владелец кота Твикса вез питомца после хирургического вмешательства из Екатеринбурга в Санкт-Петербург. Билет на животное имелся: четырехлапый пассажир жил в купе, в переноске. В какой-то момент владелец кота заснул. В этот момент кот сбежал из переноски.

Пассажиры поезда передали животное проводнице. Та опросила пассажиров вагона, но среди опрошенных владельца не нашли. Проводник, признав в коте беспризорника, выбросила его из поезда. На улицу, на мороз в 30 градусов. Факт изгнания кота из поезда попал на камеры видеонаблюдения.

Хозяин пообещал вознаграждение за поимку. К поискам подключились волонтеры. По свидетельству очевидцев, на вокзале Твикса подобрала неизвестная женщина. За помощью в поиске кота владелец обратился в транспортную полицию. Кировское ЛО МВД РФ на транспорте провело проверку. В возбуждении уголовного дела по статье за самоуправство полиция отказала, поскольку не нашла в действиях проводницы состава преступления.

РЖД крайне сожалеют об инциденте с высадкой домашнего животного из поезда в Кирове, сообщает пресс-служба железнодорожного перевозчика. По данному факту компания начала служебное расследование, действиям работника обещали дать соответствующую оценку.

«В компании с большим вниманием и любовью относятся к животным и всячески опекают их в пути. Мы приносим извинения пассажиру за произошедшее», – сообщила пресс-служба монополиста в телеграм-канале.

Напомним, что вопросы, связанные с производством и ремонтом подвижного состава, будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация и ремонт», который состоится 22 февраля 2024 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5). Организатор – редакция журнала РЖД-Партнер. Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.

В его рамках помимо дискуссии, посвященной работе парка подвижного состава на сети РЖД (основным показателям работы вагонов, оценке лишнего парка и др.), пройдет сессия, посвященная анализу и оценке производства грузовых вагонов, а также сессия о ремонте подвижного состава (развитие ВРП, качество ремонта, вопросы цифровизации и др.).

Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418–34–90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions