+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.12.2020 15:00:00
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Человек года

Журнал РЖД-Партнер подвел итоги 2020-го, и человеком года, оказавшим, по мнению редакции, наиболее значимое позитивное влияние на транспортную отрасль, признан первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Транспорт в ожидании перемен

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов весной 2020 года был избран председателем совета директоров ОАО «РЖД». Фактически с этого момента он замкнул на себе многие функции по управлению железнодорожной отраслью. И его по праву можно назвать человеком года, если разговор заходит о российской транспортной системе.

Между железнодорожной монополией и ее якорными клиентами в РФ традиционно существовала система сдержек и противовесов. Рычаги влияния в этом плане имеются у Минфина, Минпромторга, Минэкономразвития, Минтранса и ФАС. Однако постепенно площадки, существовавшие при них, перестали служить источником свежих регуляторных идей применительно к железнодорожной отрасли. Возможно, потому, что тарифы для ОАО «РЖД» стали утверждать на уровне правительства. Разумеется, при этом учитывались мнения причастных госструктур (включая ФАС). Но им стало комфортнее действовать в рамках указаний, спускаемых сверху. С точки зрения оперативности принятия решений сложилась выигрышная диспозиция для рынка, хотя с точки зрения стратегической у нее есть и некоторая уязвимость: важно, чтобы все звенья в цепочке выполняли отведенные им функции. На это все-таки следует обратить внимание в ближайшее время.

В такой системе координат А. Белоусов приобрел особый статус – не только арбитра, но и своего рода генератора заданий в сфере ключевых аспектов функционирования транспортной отрасли. В кулуарах участники рынка транспортных услуг все чаще даже стали называть А. Белоусова «нашим экономическим Суворовым» – решительный, волевой и целеустремленный радетель за благо интересов Отечества на транспортной ниве.
В частности, в конце октября А. Белоусов отправил на доработку тарифные инициативы ОАО «РЖД»: они давали монополии 1,52 млрд руб. доходов, однако при этом операторы могли лишиться более 20% прибыли. Увеличивалась нагрузка и на грузоотправителей. В результате пока удалось сохранить действующую модель долгосрочного тарифного регулирования по формуле «инфляция минус 0,1%». При этом А. Белоусов настоял на соблюдении принципа опережающего темпа строительства железных дорог.

И в ОАО «РЖД» обещали обновить план инвестиций до 2023 года, усилив акцент на модернизации БАМа и Транссиба.

При этом первый вице-премьер РФ понимает, что должна быть выстроена система мер, обеспечивающая стабильность функционирования железнодорожной сети. Здесь вполне уместно вспомнить о том, что в отрасль могут прийти и частные инвестиции, если в правительстве пойдут на определенные структурные преобразования, в которых драйвером развития отечественной экономики может выступить конкуренция.

Ранее подобные вопросы обсуждались в рамках целевой модели рынка железнодорожных перевозок. Однако ЦМР была положена под сукно. А вместе с этим перестали обсуждать и тематику преобразований, которые целесообразно провести в ОАО «РЖД» для обеспечения притока частных инвестиций.

В частности, на совещании у него 10 декабря обсуждалась идея привлечения частной тяги на сеть. Ведь на закупку локомотивов ежегодно расходуется до 150 млрд руб. Вот и ресурс, за счет которого можно компенсировать дефицит инвестиций в инфраструктуру. Важно, что позиция операторов была услышана на уровне первого вице-премьера, хотя в ближайшей перспективе в РЖД не планируют отказываться от пополнения парка тяги. Тем не менее следует иметь в виду: для операторов рынок тяги позволяет сгладить колебания спроса и предложения в сегменте предоставления вагонов. Как известно, в нем периодически происходят приливы и отливы. Сейчас операторский рынок проходит период низких ставок. Тем не менее крупные компании продолжают обновлять подвижной состав, что, в свою очередь, поддерживает рынок вагоностроения.

Возникает в целом такая картина: ОАО «РЖД» сейчас функционирует в зоне тарифов, прирост которых в 2020 году превысил уровень во многих сегментах российской экономики, и при этом моно­полии не хватает денег. Операторский рынок сидит на низких ставках и, тем не менее, приспособился к рыночной волатильности: сработал риск-менеджмент. У перевозчика гораздо больше ресурсов, но они распыляются. На фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса монополия вправе, конечно, рассчитывать на господдержку. Но при этом встает вопрос об ответственности за неисполнение обязательств по финансированию объектов капстроительства – прежде всего в рамках нацпроектов.

А. Белоусов в данном случае совершенно справедливо поставил вопрос о том, что расшивка узких мест РЖД должна идти параллельно с развитием автодорожной сети. Соответственно это должно найти отражение в концепции опорной сети автодорог с учетом особенностей регионов. В таком случае для ОАО «РЖД» не выглядит рациональным распылять средства на привлечение любой ценой мелких грузопотоков, с которыми вполне способен справиться авто­транспорт.

Следует отметить, что под руководством А. Белоусова был устранен целый ряд стратегических нестыковок, касающихся развития транспортной системы РФ. В частности, были приняты взвешенные решения по дивидендам ОАО «РЖД». Все это вселяет надежду на то, что финансирование дефицита инвестпрограммы РЖД может выйти из разряда нерешаемой проблемы. Правда, для этого все-таки, по-видимому, назрела необходимость преобразования железнодорожной монополии.

Материал опубликован в № 24 (436). 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions