Проектом стратегии развития угольной промышленности предусматривается увеличение к 2020 году добычи угля до 435 млн. тонн с ростом к текущему положению в 1,6 раза. Причем основная доля прироста предполагается в Сибирском регионе.
Столь существенное увеличение добычи угля, безусловно, потребует соответствующего транспортного обеспечения.
Г.Фадеев считает, что необходима очень тщательная проработка стратегии в области технологии использования и транспортировки углей. Нельзя допустить, чтобы весь эффект от роста добычи угля был сопоставим с затратами на развитие инфраструктуры железных дорог. И хотя железнодорожники заинтересованы в валовых объёмах, государственная позиция требует глубоко продумать стратегию выбора вариантов использования и транспортировки энергоносителей к месту потребления.
Если предположить, что 93% добываемого угля (как это происходит сейчас) из прогнозируемой к 2020 году добычи 435 млн. тонн будет перевозиться по железной дороге, то это означает дополнительную загрузку железных дорог и, прежде всего, Транссиба на 50% и Кузбасса не менее 80%.
В начале 80-х было выполнено исследование по развитию транспортно-экономических связей Дальнего Востока и Сибири с районами Урала и европейской части страны с учетом возрастания в перспективе объемов перевозок угля из Кузбасса и Канско-Ачинского бассейнов.
Директивными документами предусматривалось отправление угля из Кузнецкого бассейна к 2010 году в объеме 265 млн. тонн, из Канско-Ачинского - 52 млн. тонн. То есть близкие к объемам перевозок, которые сейчас определены как ориентир на 2020 год в материалах рабочей группы. Уже тогда были приняты решения о необходимости развития пропускной способности на полигоне между Кузбассом и Омском, включая строительство новой специализированной, прежде всего, для перевозки угля двухпутной электрифицированной железнодорожной магистрали.
(Справочно: На основе проведения технико-экономических расчетов было рекомендовано, в частности, развитие пропускной способности по двум вариантам:
- строительство новой двухпутной электрифицированной же-лезнодорожной магистрали (с подвариантами севернее Главсиба или между Главсибом и Средсибом) с загрузкой ее в западном направлении до 110-115 млн. тонн и оставлением на Средсибе 110 млн. тонн;
- строительство третьего главного пути на Средсибе с использованием двух путей в грузовом направлении и пропуском сдвоенных поездов в не грузовом направлении.)
За последние 10 лет для обеспечения перевозок угля в развитие инфраструктуры основных направлений Сибири и Северо-Запада страны МПС инвестировало в текущих ценах более 120 млрд. рублей. За это время построены вторые пути на участках Междуреченск-Абакан, Новокузнецк-Междуреченск, Абакан-Тайшет, выполнены работы по развитию ряда углепогрузочных станций, реконструированы локомотивные и вагонные депо.
Развитие провозных способностей железных дорог это не только усиление инфраструктуры, но и соответствующее увеличение парка подвижного состава и в первую очередь полувагонов, избытка которых нет и сегодня.
Свыше 80 тыс. полувагонов (или одна треть рабочего парка) задействованы на перевозке угля. Только сюда, в Кузбасс, ежесуточно вводится до 100 поездов с полувагонами для вывоза угля.
С ростом объемов перевозки угля вопрос увеличения парка полувагонов требует специального государственного решения. Министерству нужны вагоны и локомотивы нового поколения повышенной надежности.
Поэтому МПС совместно с Минпромнауки по поручению Президента разрабатывает Программу развития отечественного вагоно- и локомотивостроения. Проект программы будет подготовлен в октябре текущего года.
Уже сейчас ведется активная работа с российской промышленностью, поставляющей отрасли технику по принципу долгосрочных соглашений. В основе этих соглашений - со стороны МПС гарантированные закупки продукции на длительный период, а со стороны производителей - обязательства по модернизации производства и повышения качества и технического уровня поставляемых изделий, сообщило ИА МПС.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.