+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2022 10:21:27
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Зеленая энергетика в условиях санкций: Россия заявляет о готовности к энергопереходу

Более $33 млрд Россия планирует инвестировать в водородный сектор, первый транш в 9 млрд руб. правительство перечислит в ближайшие два года, об этом стало известно в конце прошлой неделе на профильном заседании в Совете Федерации. Однако участники рынка признаются РЖД-Партнеру, что переход на зеленые технологии тормозит и отсутствие собственных наработок, и некоторый скепсис в реализации замыслов. И главное, участники рынка заявляют, что на новые технологии транспорт переведут в последнюю очередь.
Коллективный запад: будущее должно наступить быстрее

О намерении ускорить энергопереход в марте этого года заявила Германия, один из основных покупателей российского газа. Совокупные мощности возобновляемых источников энергии в Германии превышают 130 ГВт. Подсчитано, что доля зеленой – около 55%, на долю угля приходится 30%, на долю газа – 15% генерации за 2021 год. Отметим, что осенью прошлого года биржевые цены на газ в Европе перевалили за рекордные $1000 за 1 тыс. куб. м. В марте 2022 года цены на газ приблизились к отметке в $2400 за каждую тысячу кубометров. Кроме того, как заявил министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек, Германия намерена в течение года отказаться от поставок российской нефти.

В Европе считают, что будущее только за «чистой» энергетикой. Но у российских энергетиков сохраняется скепсис по поводу полной замены углеводородов, например, водородами, признается РЖД-Партнеру к. э. н. Евгений Жаров. Однако правительство утвердило план мероприятий по развитию новых технологий и постепенному внедрению водорода в качестве энергоносителя, а крупнейшие российские компании, вроде «Газпрома» и «Росатома», уже инвестируют в водородные технологии, добавляет Е. Жаров.

«То есть в обозримом будущем Россия может занять лидирующие позиции и стать ключевой фигурой на мировой арене в области водородной энергетики. Учитывая, что по планам нефть сыграет немаловажную функцию, настраивают технологии на получение водорода из нефти, то и спрос на нее будет», – говорит он.

Россия: будущее, востребованное даже в условиях волатильности рынка

Юрий Федоров, первый зампред комитета Совета Федерации по экономической политике, уверен, что сложившаяся на рынках волатильность только усилит актуальность водородных технологий в энергетике. Однако неопределенность рынков будет дополнительно осложнять инвестиционные решения, заявил он на совещании в палате регионов, посвященном развитию проектов в области водородной энергетики в России.

«Но нам надо сконцентрироваться на развитии собственных технологий производства зеленого и голубого водорода, а также на разработке систем транспортировки водорода, генерации электроэнергии с ее использованием и учетом», – говорит он.

Планы по развитию водородной энергетики, которые заявлялись в 2021 году, должны быть сохранены и реализованы в 2022-м, считают в правительстве России. Во-первых, развитие технологий в водородной энергетике становится крайне актуальным в России, а в настоящий момент энергетический баланс в России сегодня один из самых зеленых в мире, считает Ю. Федоров. А во-вторых, водородные программы смогут ежегодно увеличивать ВВП России на 0,5%.

«Наш ТЭК является одной из главных опор национальной экономики. И в условиях энергокризиса, в которые загоняют себя страны Запада, ситуация с энергоресурсами у нас в стране стабильная», – говорит Юрий Федоров.

Участники рынка со словами парламентария согласны, но добавляют, что энергетический рынок не только переживает период волатильности, но и вообще подвержен сильнейшему шоку. А в таком состоянии вопросы перехода и внедрения водородной энергетики переходят на второй план.

«Российская водородная энергетика… В текущей ситуации Россия может потерять основных партнеров, в частности Германию, а это означает – недостатки финансирования, сокращение числа потенциальных покупателей и трудности с технологиями. Вероятно, развитие водородной энергетики в РФ продолжится, но запланированные темпы придется корректировать/пересматривать», – рассуждает эксперт экономического факультета РУДН Андрей Баглей.

Россия, чтобы сохранить лидирующее место на рынке энергоресурсов, должна не только производить водород для собственных нужд, но и поставлять его на внешний рынок, добавляет Наталья Соколова, руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» при комитете Совета Федерации по АПК и природопользованию, председатель правления АНО «Равноправие». Эксперт называет главным покупателем Европу.

«У России уже наработан обширный опыт поставок топлива и есть соответствующая инфраструктура», – добавляет она.

Япония в эксперименте

Торговля новым видом экотоплива еще не началась, а между возможными заказчиками уже ведется конкурентная борьба. Япония, например, еще в прошлом году начала переговоры о включении в эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов, который Россия реализует на территории Сахалинской области. Однако не так давно власти Японии заявили о возможном выходе из эксперимента. Эксперты разъясняют РЖД-Партнеру, что если Япония выйдет из проекта, Россия все равно продолжит эксперимент в области экологии. Потому что проекты на Сахалин стратегически важны для России не только в сырьевом аспекте, но и в рамках развития Дальнего Востока, рассуждает Андрей Баглей. А если Япония откажется от участия в эксперименте, то только если США активно начнут на них давить и, конечно, предложат «тяжелую альтернативу».

«Возможна кратковременная заморозка реализации, но до этапа компенсации «ушедших» ресурсов. Образовавшийся вакуум заполнят представители других стран региона, например Китай. Для Японии данные проекты крайне важны, отсюда мы видим их неуверенные заявления о выходе из проекта», – добавляет Андрей Баглей.

Генеральный директор ПАО «Европейская электротехника» Илья Каленков и вовсе заявляет, что России не стоит тратить средства на реализацию водородных идей, более того, с его слов, переход на возобновляемые источники энергии не делает энергетику «чистой».

«На сегодняшний день производство солнечных батарей и ветрогенераторов само по себе является колоссальным источником выбросов парниковых газов. Кроме того, производство тех же кремниевых батарей весьма небезопасно для окружающей среды. Поэтому локально это имеет смысл, но глобально это скорее политическая ангажированность, чем реальная необходимость. По сути, таким образом стараются ущемить производителей углеводородов, к которым относится Россия и многие другие страны», – говорит он.

Причем участники рынка заявляют, что Россия на данном этапе пока не заявляет о переводе транспорта на водород. Вопросы о переходе транспорта на водородное топливо вторичны, поясняет Андрей Баглей. Да и сама по себе водородная энергетика – это не столь доступная для обывателя энергетика, заявляет Илья Каленков.

«Водородная энергетика предполагает нулевой уровень выбросов в момент, когда водород потребляется как топливо для транспорта, но затраты, которые необходимы для получения водорода путем того же электролиза воды, весьма велики», – резюмирует Илья Каленков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions