+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.09.2022 14:27:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Не допустить ценового шока, или Как Дальний Восток будет развивать энергорынок

Для развития экономики и промышленности Дальнего Востока и, в частности, развития БАМа и Транссиба, по которым сегодня растут объемы грузовых перевозок, нужна доступная и качественная электроэнергетика. Но в настоящее время на территории Объединенной энергетической системы (ОЭС) Дальнего Востока отсутствуют конкурентные отношения и рыночное ценообразование. Ценообразование на 100% регулируется государством, а само развитие электроэнергетики региона сдерживают целый ряд факторов. А именно – высокая стоимость топлива, необходимость привлечения инвестиций и обширные территории. Как изменить правила регулирования рынка? Как это отразится на ценах на электроэнергию? И как ускорить электрификацию Восточного полигона? Все эти вопросы обсудили участники сессии «Электроэнергетика Дальнего Востока: расширение зоны конкурентного ценообразования и интеграция с ЕЭС России» на проходящем в эти дни ВЭФ-2022.
Расширить путем объединения

На сегодня энергосистема страны разделена на дне ценовые зоны – первая (европейская часть России и Урал) и вторая (Сибирь), а также несколько неценовых регулируемых зон. Как сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов, ведомство предлагает расширить вторую ценовую зону путем присоединения Дальнего Востока вместо создания третьей ценовой зоны. По его словам, это позволит привлечь дополнительные инвестиции за счет создания рыночных условий и повысит надежность энергоснабжения.

По словам министра, на сегодня на ОЭС Дальнего Востока нет рыночных технологий, рыночного ценообразования и рыночной конкуренции. Есть 100%-ное государственное регулирование, и в этом заключается большая проблема. «Есть поручение президента страны об усилении связи Сибири и Дальнего Востока, которая приведет к созданию единого рыночного пространства. И учитывая, что это будет единое рыночное пространство, мы не можем допустить, чтобы на востоке рынок развивался по каким-то другим технологиям, чем те, которые существуют и в Сибири, и в Европе», – заявил Н. Шульгинов.

При этом он подчеркнул, что ему лично не нравится понятие «третья ценовая зона». «Такое ощущение, что мы разрабатываем какой-то отдельный рынок, называем его традиционной зоной и пытаемся там какие-то особые условия внедрить именно на Дальнем Востоке», – сказал министр.

Это присоединение, по его словам, будет сопровождаться определенными рыночными особенностями и технологиями. Но у РФ уже есть подобные опыт: в 2014 году новая территория (Крым) также интегрировалась в единую энергосистему.

Его позицию поддержал и председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров. «С точки зрения присоединения к ценовым зонам я напомню, что мы присоединяли Крым, довольно большой субъект Федерации. Там тоже была совсем другая энергетика, не было разделения по видам деятельности, но мы за год под успешным руководством Минэнерго сделали этот достаточно непростой процесс. Поэтому я могу сказать, что мы к этому готовы и многое продумали», – высказался он.

Как подчеркнул министр, важно в этом процессе не допустить «ценовых шоков» от объединения энергосистемы Дальнего Востока с Сибирской. Поэтому тарифы для населения должны сохраниться.

Приемлемые цены – превыше всего

Как именно будет рассчитываться свободная стоимость электроэнергии в будущем, объяснил замглавы ФАС России Виталий Королев. Он сообщил, что существующая надбавка на цену для первой и второй ценовых энергозон сдерживает увеличение стоимости электроэнергии для некоторых территорий ДФО.

«Фактически мы говорим о либерализации только 50% конечной стоимости электроэнергии, потому что 50% – это сети, которые останутся в регуляторике. Поэтому здесь стабильность будет соблюдена минимум на 50%, потребителям переживать не следует. С 2019–2020 гг. мы применяем долгосрочное тарифное регулирование», – сказал он.

В. Королев заявил, что для обеспечения конкурентной и доступной цены на Дальнем Востоке ФАС предлагает рассмотреть вопрос субсидирования перевозки угля и мазута, из которых в дальнейшем производится электроэнергия. Аналогичный механизм применялся в 2022 году на рынке бензина и дизельного топлива. Еще одним способом является проведение газификации при наличии технических возможностей.

«Мы понимаем, что для того, чтобы обеспечить конкурентную цену на Дальнем Востоке, необходимо обеспечить первичное топливо, из которого вырабатывается электроэнергия, по приемлемым ценам – это уголь, мазут. И там, где это возможно сделать, необходимо провести газификацию», – комментирует замглавы ФАС.

Он добавил, что одной из мер привлечения инвестиций и развития конкуренции на Дальнем Востоке является принятие дорожной карты. Ее проект уже разработан в Минэнерго России. Необходимо создать стимулы в виде долгосрочного рыночного ценообразования для строительства новых объектов, отмечает В. Королев. Для чего необходимо провести модельные расчеты и сделать их публичными для возможной оценки. Таким образом, потребители и участники рынка будут видеть, как государство планирует развивать конкуренцию в электроэнергетике на Дальнем Востоке.

При этом он подчеркнул, что с возникновением рыночного ценообразования пределы стоимости электроэнергии для конечных потребителей и индекс платы останутся прежними.

Новые линии

На Дальнем Востоке для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, освоения минерально-сырьевой базы и создания новых индустриальных кластеров идет строительство новых сетей и ЛЭП.

Так, в планах компании «Россети», как доложил ее генеральный директор и председатель правления Андрей Рюмин, строительство двух новых линий электропередачи 220 кВ Даурия – Могоча и Таксимо – Чара общей протяженностью 560 км. Также запланирована модернизация нескольких действующих центров питания для повышения системной надежности энергетики Дальнего Востока и развития оптового рынка.

«Проект позволит обеспечит передачу до 350 МВт мощности из ОЭС Сибири и до 450 МВт – из ОЭС Дальнего Востока. В перспективе после 2026–2028 гг. обсуждается развитие сети 500 кВ с увеличением перетоков до 620 МВт и 690 МВт соответственно», – отметил А. Рюмин.

При этом он подчеркнул, что реализация проектов, не связанных напрямую с присоединением потребителей, потребует привлечения господдержки.

В дискуссии о необходимости перехода на рыночные условия А. Рюмин отметил, что вопрос отсутствия рынка в сфере энергетики ставит отрасль в условия, где государство задает монопольный тариф на электроэнергию. Поэтому в перспективе сетевой комплекс должен перейти в рынок, потому что электроэнергетика сегодня – это единственная отрасль, в которой сейчас «нет рынка». По его мнению, для этого перехода нужно сначала переходить к единому тарифу, а потом отменять его регулирование.

Привлечение инвестиций

Как отмечают участники дискуссии, на сегодня ОЭС Дальнего Востока при всей своей проблематике считается одной из самых развивающихся. С начала этого года рост составляет 3,9% при среднем по стране 1,9%.

Председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий отмечает существенное превышение темпов роста и электропотребления. «Это и транспорт, и добыча полезных ископаемых, и металлургия. Важно, что развитие идет неравномерно по территории», – сказал он.

По его мнению, во время процесса налаживания рыночных отношений с технологической точки зрения изменений будет немного. Поменяются только долгосрочные и среднесрочные стимулы, возможность модернизировать объекты электроэнергетики. «В этом смысле в среднесрочной и долгосрочной перспективе надежность должна улучшиться. Это будет плавный переход с учетом регулируемых договоров. Запуск рынка даст долгосрочные плюсы, но сам момент не представляет каких-либо минусов», – добавил спикер.

Вместе с тем, помимо уже названной проблемы высокой стоимости топлива, как отмечают участники сессии, Сибирь и Дальний Восток разделяют слишком большие расстояния.

«От Иркутска (из полумиллионников это самый близкий к Дальнему Востоку город второй ценовой категории в Сибири) до Хабаровска – 3,4 тыс. км. В этом смысле ценовой зоне все равно суждено быть третьей, даже если мы ее называем второй, потому что конкуренция требует, чтобы были сотни километров друг от друга, а не тысячи», – рассуждает гендиректор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.

Подытоживая дискуссию, стоит отметить, что несмотря на ряд проблем необходим перевод энергетики Дальнего Востока на рыночные отношения. Только наличие рынка позволит привлечь в регион инвесторов и модернизировать уже существующие объекты, в том числе на Восточном полигоне. После реализации Восточного полигона, как считают в Минэнерго, останется только продолжать строительство сетей на восток.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions