+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2021 13:38:05
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Главные транспортные события 2021 года

2021 год стал одновременно непростым и весьма динамичным для транспортной отрасли. Чем он особенно запомнился участникам рынка транспортных услуг – читайте в теме № 24 (460) журнала РЖД-Партнер «Главные события»!
Тормозная осень, или Коллапс на сети

В начале осени количество брошенных поездов на сети РЖД увеличилось. На этом фоне появился дефицит парка. В октябре к нему добавились нехватка локомотивных бригад и проблемы с обеспечением тягой, что в итоге привело к значительным проблемам на целом ряде железных дорог. Клиенты стали жаловаться на нехватку универсального парка – прежде всего полувагонов, крытых вагонов и даже универсальных платформ.

На некоторых полигонах дефицитными стали некоторые виды специализированного подвижного состава – в частности, клиенты испытывали сложности с подачей под погрузку фитинговых платформ. Сеть встала на Северо-Западе и в центре РФ, Западной Сибири и в направлении морских портов Южного бассейна.

Среди причин такой ситуации – выпуск рекордного количества конвенций, рост экспортных объемов угля сразу в нескольких направлениях, простои с выводом подвижного состава с путей необщего пользования, существенный рост отправок щебня, активизация автоперевозок.

Дефицит вагонов возник из-за нескольких факторов: традиционный повышенный спрос в III квартале текущего года (сезонное явление), когда после окончания ремонтных окон идет массовый завоз грузов к зиме под нужды ЖКХ. Плюс ситуация в этом году осложнилась мировой конъюнктурой цен на уголь, что дало резкий всплеск перевозок угля. Повлияла на общую ситуацию с коллапсом на сети и продажа АО «Федеральная грузовая компания» («дочкой» РЖД) почти 5 тыс. крытых вагонов, а также высокая загрузка ремонтных депо и увеличение стоимости ремонта. В конце осени к этим проблемам добавился рост числа брошенных поездов на фоне нехватки локомотивных бригад.

Весь этот коллапс указал на то, что на сети могут случаться логистические сбои, но имеющиеся на сети ресурсы недостаточны для их балансировки.

Транспортная стратегия – 2035: амбиции впереди бюджета

Правительство РФ приняло разработанную Минтрансом Транспортную стратегию РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035-го. Для ее реализации при базовом сценарии потребуется более 60 трлн руб. Из них бюджетные средства – более 23 трлн руб., внебюджетные – 37 трлн руб.

Амбициозный документ нацелен на ускорение социально-экономического развития страны. А показатели стратегии призваны решить ряд проблем транспортной отрасли, увеличить погрузку и грузооборот, развить контейнерные перевозки, грузовой транзит (в том числе по Севморпути) и общественный транспорт в агломерациях, обеспечить переход на новые виды топлива и т. д.

Вместе с тем эксперты и участники перевозочного процесса полагают, что пока стратегия недостаточно конкретна, не дает транспортному рынку четких ориентиров развития, нуждается в уточнениях, а также в применении реальных механизмов привлечения частных инвестиций. Сегодня рынок ждет точный план мероприятий по реализации стратегии, генсхему с конкретными проектами, сроками, мерами и механизмами.

Металлы ударили под дых

С ноября прошлого года цены на металл в России выросли более чем в 2 раза. Одна из причин – замедление производства во время локдауна и последующий резкий спрос. В течение всего 2021-го ценовая спираль раскручивалась, прибыль металлургов (как и погрузка на сети) росла. Помимо отложенного спроса, всему виной – резкое наращивание Китаем потребления металлопродукции и некоторая спекуляция со стороны трейдеров. Как следствие – подорожала продукция всех металлоемких отраслей, особенно строительства и машиностроения, а властям пришлось в срочном порядке пересматривать выделение дополнительных сумм на крупные инвестпроекты. Ситуация с металлом существенно повлияла на себестоимость жилищного и дорожного строительства.

В течение всего года и власти, и ФАС активно следили за ростом цен. Союз машиностроителей России представил вице-премьеру РФ Юрию Борисову предложения, которые способствовали бы стабилизации цен на металл. В частности, предлагалось повысить экспортные пошлины на черный металл и отменить пошлину на импорт металлопроката.

В итоге в конце ноября кабмин утвердил новые экспортные пошлины на лом черных металлов. Ожидается, что это решение позволит смягчить влияние внешней конъюнктуры на внутренний рынок, скорректировать цены и обеспечить сырьем отечественных производителей. С 2022 года ставки вывозных таможенных пошлин на лом и отходы черных металлов составят 5% (но не менее €100 за одну тонну).

Однако некоторые ломозаготовители сомневаются в действенности принимаемых мер, утверждая, что основной фактор роста внутренних цен на металлы заключается в первую очередь в удорожании логистики из-за нехватки подвижного состава. Эксперты подчеркивают: дальнейшая динамика грозит увеличением бюджетных расходов на крупные стройки и проекты.

Контейнерный бум возрождает транзит

На протяжении последних нескольких лет объем контейнерных отправок по сети РЖД увеличивался. Активный рост продолжился и в 2021-м. По итогам года ожидается рекордная цифра в 6 млн груженых и порожних контейнеров TEU. А в середине декабря по сети РЖД проследовал миллионный транзитный контейнер.

Причины такого бурного роста – расширение количества маршрутов, развитие перевозок в страны ЕС и развитие сервисов контейнерных перевозок, расширение номенклатуры перевозок, обеспечение сохранности груза и удобства при мультимодальных перевозках и т. д. К 2030 году объем транзита должен превысить объем импортных контейнерных железнодорожных перевозок.

При этом меняется сама структура контейнерного рынка: постоянно возрастающее тарифное ценовое давление привело к снижению темпов роста контейнерных перевозок во всех видах сообщения (кроме транзита) в 1,5 раза.

Сегодня участники контейнерного рынка говорят о том, что индексация тарифов на контейнерные перевозки создает дополнительное давление и на потребителя внутреннего рынка, и на участников экспортно-импортных поставок. А рост перевозок происходит сегодня непосредственно на фоне дефицита провозной способности инфраструктуры, изменения структуры грузооборота и необходимости строить отечественный парк.

Ставки сделаны: было мало – стало много

На фоне относительно спокойного начала года уже весной и летом ставки операторов начали активно расти. Причем даже в тех сегментах рынка, где высокий сезон давно прошел. До осени восстановление операторского рынка шло плавно. Но осенью общая ситуация на сети ухудшилась. На сети образовался коллапс и дефицит вагонов. Целый ряд проблем послужили катализатором для резких скачков вверх ставок предоставления вагонов.

По наблюдениям отправителей, примерно 30% от всего парка полувагонов оттянул на свои маршруты Кузбасс с учетом повышенного спроса на уголь. И в целом ситуация коснулась не только владельцев низкодоходного груза (щебня), но и среднедоходного сегмента (лом), хотя и в меньшей степени.

Кроме того, в этом году рост ставок операторов стал поводом в 2021 году возобновить дискуссию об их статусе. Но пока законопроект находится без движения.

Сегодня эксперты рынка говорят о том, что в России до сих пор нет рынка аренды вагонов, об этом свидетельствует ситуация на рынке. В теории ставка аренды должна находиться в прямой зависимости от уровня доходности вагонов, но на практике все не так просто: ставки аренды зачастую выше, чем ставки доходности вагона. И поэтому участники рынка вынуждены не развивать рынок, а гадать, как не уйти в минус.

Раз в 100 лет и вокзал Восточный открывается

В последние дни весны в Москве открылся новый железнодорожный вокзал Восточный для поездов дальнего следования – первый за 100 лет (не считая перестройки и модернизации действующих вокзалов). Он стал частью транспортно-пересадочного узла Черкизово и объединил поезда дальнего следования, МЦК, метро и наземный городской транспорт.

Открытие долгожданного вокзала – большое событие. Это важный транспортный узел и для гостей столицы, и для москвичей. Он разгружает центр Москвы, в том числе один из самых перегруженных на Каланчевско-Курском направлении участков. Но несмотря на это критика не обошла новый вокзал. Пассажиры обращают внимание на то, что он удален от центра Москвы, отличается непродуманной навигацией, узостью платформ (при одновременном подходе двух поездов потокам людей не разойтись).

Инфраструктурная гонка на Восточном полигоне

Несмотря на активные заверения РЖД, работы по I этапу модернизации инфраструктуры Восточного полигона (БАМа и Транссиба) не будут завершены на 100% в этом году. При 100%-ном кассовом исполнении по итогам года выполнение работ ожидается только на 89,3 млрд руб., то есть лишь на 2/3. Невыполненные работы на 44,9 млрд руб. примерно поровну распределяются между I и II этапами. Закончить работу по 58 объектам планируется в следующем году.

В 2021-м РЖД сдали множество объектов проекта, в том числе крупных (новый Байкальский тоннель) и, как считают эксперты, повысили эффективность работы на полигоне. Но к старым проблемам, таким как проблемы с подрядчиками, дефицит рабочих, несовершенное взаимодействие с другими ведомствами и система закупок в холдинге, прибавились новые, например рост цен на стройматериалы.

Программа развития Восточного полигона рассчитана на период 2013–2024 гг. и реализуется на Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Он призван изменить конфигурацию глобальных транспортных потоков. Общая сумма инвестиций в железные дороги Восточного полигона за 10 лет превысит 1,2 трлн руб.

Цены на ремонт вагонов росли как на дрожжах

В течение последних 5 лет объемы вагоноремонта сокращались. Пик падения рынка пришелся на прошлый год, когда пандемия привела к мгновенному сокращению грузовой базы и последующему оставлению вагонов, которые должны были уйти в ремонт.

В этом году рост погрузки на сети РЖД стимулировал спрос на услуги вагоноремонтных компаний. Основной причиной роста объемов ремонта стал рост цен на комплектующие, а также отложенный спрос прошлых лет. В итоге весной потребность в ремонте на сети приобрела ажиотажный характер.

Крупнейшие ремонтные компании в этом году трижды поднимали цены на свои услуги. С 1 июля стоимость на них в среднем выросла на 6%. С 1 августа повторно подняли цены, в большей степени на капремонт колесной пары. С 1 октября стоимость ремонта выросла еще на 6–7%. Все это усугубилось ростом стоимости запчастей на 15–20%.

Сейчас рынок, по словам экспертов, находится в точке восстановления: в связи с повышенным спросом грузоотправителей на вагоны большинство операторов выводили и продолжают выводить из отстоя свои вагоны, тем самым на рынке ремонта образовался локальный дефицит ремонтных мощностей

Сегодня участники рынка оценивают завершение года на уровне, близком к 445 тыс. плановых ремонтов, что на 19% больше аналогичного показателя 2020-го и на 3% больше 2019 года.

Арктика и СМП ищут свой триллион

Сегодня в связи с глобальным потеплением, развитием контейнерного рынка и трансформацией транспортных потоков возрастает значимость Северного морского пути (СМП). Но в настоящее время транзит по нему минимален, а его потенциал упирается в состояние инфраструктуры.

Согласно Транспортной стратегии – 2035, к 2030 году по нему ожидается рост объемов перевозок до 110 млн т за счет реализации проектов по добыче углеводородного сырья на предприятиях, расположенных вдоль СМП. Кроме того, если сейчас по СМП суда могут ходить 8 месяцев, то после ввода в эксплуатацию еще пяти ледоколов 22220 навигация станет круглогодичной.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions