Пока же я вижу здесь только политические игры. Их заложником можно назвать проект трансарабской железной дороги на Аравийском полуострове, который обсуждали на протяжении многих лет. Но без устойчивых политических отношений ничего положительного ожидать не приходится. Пока же там, если вкратце, все страны играют против всех. Периодически проблемы возникают в отношениях между ОАЭ и Саудовской Аравией, которые имеют взаимные претензии на власть, и каждый хочет выглядеть главным игроком в регионе. Немного прикрыто, но все же остается в силе противостояние Катара и двух упомянутых стран: сейчас там перемирие, но обстановка может взорваться в любой момент. Иными словами, невозможно создавать масштабный железнодорожный проект без уверенности в том, что завтра ни с кем не разругаешься.
По политическим соображениям не запущена и единая электроэнергетическая система между странами, для которой, по сути, уже все создано. Был проект глобального газопровода, который связал бы Катар с ОАЭ, Саудовской Аравией, Кувейтом. Но на деле все ограничилось трубопроводом с ОАЭ и Оманом. Думаю, примерно то же самое ждет и все трансарабские железные дороги.
Не менее важный фактор – маленькие расстояния на территории ОАЭ. Единственная страна, которая может реализовывать глобальные железнодорожные проекты, чтобы они были оправданными с экономической точки зрения, – это Саудовская Аравия. Остальные страны полуострова куда более мелкие в территориальном смысле.
Поэтому тут все выглядит как соревнование различных правителей в размерах эго. К тому же все они борются за инвестиционную привлекательность. И попытка построить ВСМ (например, Абу-Даби – Дубай) или реализовать другие передовые проекты, не всегда оправданные экономически, имеет определенное влияние на имидж, притягивая инвесторов уже в другие проекты, которые будут действительно оправданными.
А пока что железнодорожные проекты в ОАЭ – это максимум метро. В Эмиратах проще на автомобиле проехать или даже на самолете пролететь. Тут ведь еще какая особенность: общественный транспорт на территории залива считается уделом низкоквалифицированной рабочей силы и туристов. Остальные покупают себе машины и спокойно на них ездят. А перевозка грузов там в основном морская или авиационная.
Автор: Николай Кожанов, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.