+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.04.2020 15:05:30
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Норма о форс-мажоре в связи с пандемией будет применяться в меньшинстве случаев

С точки зрения практической ситуации рассматриваемый вопрос о форс-мажоре затрагивает то, как коммерческие проблемы, которые испытывают компании сегодня, будут в ближайшее время отражены в форме судебных претензий, исков и т. д. Юридическое сообщество ожидает шквал исков компаний друг к другу, и по мере ухудшения ситуации, этот шквал будет нарастать. Перед компаниями сейчас стоят два ключевых вопроса: могут ли наши партнеры не исполнять обязательства перед нами со ссылкой на форс-мажор и можем ли мы поступить так же? Точку в этом вопросе поставит суд, но его результаты вы получите только через 1,5 года.
Норма о форс-мажоре в связи с пандемией будет применяться в меньшинстве случаев
Исходя из моей практики я могу сказать, что норма о форс-мажоре и освобождении от ответственности будет применяться к абсолютному меньшинству случаев. Судебной практики в этой области достаточно мало, но и в России были ситуации, которые можно назвать чрезвычайными. К примеру, летом 2010 года горели поля, и засуха привела к невозможности исполнения контрактов по сельскохозяйственной продукции. Здесь можно привести показательный пример злоупотребления ситуацией форс-мажора компанией-поставщиком. В рамках крупного дела фигурировал контракт, который был заключен в мае 2010 года, то есть до наступления ситуации форс-мажора. В связи с падением урожая подсолнечника на 25% цены выросли в 1,5 раза. У поставщика возник вопрос: а выгодно ли ему исполнять контракт, если он может те же объемы продать покупателям в 1,5 раза дороже?

Чем это похоже на актуальную ситуацию? Сегодня неисполнение контракта – это способ минимизировать убытки, в рассматриваемом деле это был способ заработка дополнительной прибыли. Мы должны понимать, что это две стороны одной медали.
Хочу подчеркнуть, что в рассматриваемой ситуации суд не признал возможным применение форс-мажора. Суд обратил внимание на то, что обязательства могли быть исполнены хотя бы в какой-то части, а они не были исполнены вовсе. К тому же, поставщик не фермер, а оптовик, а значит, мог провести закупку в другом регионе, пусть и по завышенной цене. Кроме этого, поставщик ведет деятельность на сельскохозяйственном рынке, и засухи и изменения на этом рынке – его коммерческий риск.
Мы можем представить условный тест, который поможет понять разницу между понятиями форс-мажора и коммерческого риска, это тест на невозможность исполнения обязательств. Классический пример форс-мажора – это гибель вещи в результате стихийного бедствия. К примеру, дом сгорел – у вас нет физической возможности его передать, что бы вы ни сделали. Все остальное – ваши риски.

Сейчас бизнес волнует, к примеру, уплата денег арендодателю. Да, у компании упал трафик, но означает ли это невозможность исполнения обязательств? Нет. Другой пример: компания заключила договор в валюте, а после произошел резкий скачок курса. Это тоже не форс-мажор. И я подчеркиваю, что даже в условиях пандемии применение статьи о форс-мажоре, скорее всего, будет редким случаем.

Однако можно пользоваться другими средствами, чтобы влиять на обязательства. Есть три крупные группы мер, к которым можно апеллировать. Первая – это экстренное государственное регулирование в части аренды, займов и т. д. Оно сделано в чрезвычайных условиях и даже может быть противоречиво, но это уже действующий инструмент. Кроме того, есть механизмы гражданского права, которые могут быть использованы применительно к коммерческим обязательствам. Прежде всего, это ст. 451 ГК РФ "Существенное изменение обстоятельств". Вполне возможно, что скоро нас ждет расцвет применения этой статьи. Однако применить ее можно будет только когда вступит в силу судебное решение, а это примерно 1,5 года. Третий момент: мы попали в ситуацию так называемого идеального шторма, то есть у нас наступил одновременно природный и финансовый кризис, а это значит, что в понятие форс-мажора могут быть внесены изменения в соответствии с судебной практикой. Буквально на этой неделе появилось разъяснение Верховного суда по поводу использования механизма форс-мажора в период пандемии, и в нем уже видны первые шаги в этом направлении.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions