+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.04.2020 15:05:30
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Норма о форс-мажоре в связи с пандемией будет применяться в меньшинстве случаев

С точки зрения практической ситуации рассматриваемый вопрос о форс-мажоре затрагивает то, как коммерческие проблемы, которые испытывают компании сегодня, будут в ближайшее время отражены в форме судебных претензий, исков и т. д. Юридическое сообщество ожидает шквал исков компаний друг к другу, и по мере ухудшения ситуации, этот шквал будет нарастать. Перед компаниями сейчас стоят два ключевых вопроса: могут ли наши партнеры не исполнять обязательства перед нами со ссылкой на форс-мажор и можем ли мы поступить так же? Точку в этом вопросе поставит суд, но его результаты вы получите только через 1,5 года.
Норма о форс-мажоре в связи с пандемией будет применяться в меньшинстве случаев
Исходя из моей практики я могу сказать, что норма о форс-мажоре и освобождении от ответственности будет применяться к абсолютному меньшинству случаев. Судебной практики в этой области достаточно мало, но и в России были ситуации, которые можно назвать чрезвычайными. К примеру, летом 2010 года горели поля, и засуха привела к невозможности исполнения контрактов по сельскохозяйственной продукции. Здесь можно привести показательный пример злоупотребления ситуацией форс-мажора компанией-поставщиком. В рамках крупного дела фигурировал контракт, который был заключен в мае 2010 года, то есть до наступления ситуации форс-мажора. В связи с падением урожая подсолнечника на 25% цены выросли в 1,5 раза. У поставщика возник вопрос: а выгодно ли ему исполнять контракт, если он может те же объемы продать покупателям в 1,5 раза дороже?

Чем это похоже на актуальную ситуацию? Сегодня неисполнение контракта – это способ минимизировать убытки, в рассматриваемом деле это был способ заработка дополнительной прибыли. Мы должны понимать, что это две стороны одной медали.
Хочу подчеркнуть, что в рассматриваемой ситуации суд не признал возможным применение форс-мажора. Суд обратил внимание на то, что обязательства могли быть исполнены хотя бы в какой-то части, а они не были исполнены вовсе. К тому же, поставщик не фермер, а оптовик, а значит, мог провести закупку в другом регионе, пусть и по завышенной цене. Кроме этого, поставщик ведет деятельность на сельскохозяйственном рынке, и засухи и изменения на этом рынке – его коммерческий риск.
Мы можем представить условный тест, который поможет понять разницу между понятиями форс-мажора и коммерческого риска, это тест на невозможность исполнения обязательств. Классический пример форс-мажора – это гибель вещи в результате стихийного бедствия. К примеру, дом сгорел – у вас нет физической возможности его передать, что бы вы ни сделали. Все остальное – ваши риски.

Сейчас бизнес волнует, к примеру, уплата денег арендодателю. Да, у компании упал трафик, но означает ли это невозможность исполнения обязательств? Нет. Другой пример: компания заключила договор в валюте, а после произошел резкий скачок курса. Это тоже не форс-мажор. И я подчеркиваю, что даже в условиях пандемии применение статьи о форс-мажоре, скорее всего, будет редким случаем.

Однако можно пользоваться другими средствами, чтобы влиять на обязательства. Есть три крупные группы мер, к которым можно апеллировать. Первая – это экстренное государственное регулирование в части аренды, займов и т. д. Оно сделано в чрезвычайных условиях и даже может быть противоречиво, но это уже действующий инструмент. Кроме того, есть механизмы гражданского права, которые могут быть использованы применительно к коммерческим обязательствам. Прежде всего, это ст. 451 ГК РФ "Существенное изменение обстоятельств". Вполне возможно, что скоро нас ждет расцвет применения этой статьи. Однако применить ее можно будет только когда вступит в силу судебное решение, а это примерно 1,5 года. Третий момент: мы попали в ситуацию так называемого идеального шторма, то есть у нас наступил одновременно природный и финансовый кризис, а это значит, что в понятие форс-мажора могут быть внесены изменения в соответствии с судебной практикой. Буквально на этой неделе появилось разъяснение Верховного суда по поводу использования механизма форс-мажора в период пандемии, и в нем уже видны первые шаги в этом направлении.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions