+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.03.2023 15:06:20
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Китай стал потенциальным партнером России по развитию Севморпути

Россия считает Китай потенциальным партнером по развитию инфраструктуры Северного морского пути (СМП) и международному транзиту, уверен глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, передает ТАСС.
Председатель КНР Си Цзиньпин совершает государственный визит в Россию по приглашению президента РФ Владимира Путина. Эта первая страна, которую посещает китайский лидер после переизбрания 10 марта на третий срок Всекитайским собранием народных представителей (парламентом).

«За период с 2012 года отношения России и Китая вышли на качественно новый уровень сотрудничества, наивысший за историю наших двусторонних отношений. <…> Вектор отношений, заданный за этот период, предопределит условия стратегического партнерства России и Китая на десятилетия вперед. <…> Китай – наш потенциальный партнер по международному транзиту с использованием трассы Севморпути, развитию инфраструктуры, в частности морских портов», – сказал А. Чекунков в беседе с ТАСС.

Северный морской путь станет дополнительным маршрутом для транспортировки в том числе экспортных грузов, для которых, как напомнил министр, сегодня остро не хватает пропускной способности Восточного полигона железных дорог и портов. Утвержден комплексный план развития Севморпути до 2035 года, которым предусмотрены мероприятия по строительству 10 ледоколов, 141 транспортного судна ледового класса и судов обеспечения, 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС, в совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 трлн руб. до 2035 года.

Глава Минвостокразвития рассказал, что с 2012-го объем товарооборота России и Китая увеличился с менее чем $90 млрд до более чем $190 млрд в 2022 году. Был завершен проект «Сила Сибири», который «на десятилетия вперед определил механизмы сотрудничества в газовой сфере». Китай вошел партнером в стратегические проекты в Арктике, такие как «Ямал СПГ», а на Дальнем Востоке – такие как Амурский газохимический кластер. Китайские компании в целом лидируют среди иностранных резидентов преференциальных режимов на Дальнем Востоке. На территориях опережающего развития (ТОР) и в свободном порту Владивосток (СПВ) с участием китайского капитала реализуется 52 проекта общей стоимостью около $11 млрд.

Участие в международных ТОР и туристические проекты

«Россия открыта для сотрудничества с Китаем при реализации крупных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики – как в инфраструктурном, так и в промышленном секторах. Создается специальный режим для международных инвесторов из дружественных стран – международные территории опережающего развития. Создание совместных производств на территории МТОР, в том числе с инвесторами из Китая, будет способствовать созданию новых цепочек добавленной стоимости с участием российских и зарубежных промышленных компаний», – сказал А. Чекунков.

Глава Минвостокразвития подчеркнул, что уже сейчас наблюдается существенный спрос на продукцию в радиоэлектронной, химической промышленности, нефтегазовом оборудовании, автомобилестроении и станкостроении. Кроме того, ведутся переговоры с китайскими инвесторами, заинтересованными в реализации инвестиционных проектов в рамках преференциального режима на Курильских островах.

«Развивается сотрудничество между нашими странами в туристической сфере. В том числе при реализации проектов, направленных на строительство новой туристической инфраструктуры. Один из таких совместных российско-китайских проектов реализуется в Амурской области – строится трансграничная канатно-подвесная дорога через Амур между Благовещенском и Хэйхэ», – добавил А. Чекунков.

Транспортная инфраструктура и АПК

По мнению главы Минвостокразвития, двусторонним отношениям, в том числе экспортно-импортным операциям, способствует развитие транспортной инфраструктуры. Речь идет о строительстве двух трансграничных мостов через реку Амур (Хэйлунцзян). Товарооборот по открытому в прошлом году автомобильному мосту Благовещенск – Хэйхэ составит до 1 млн т грузов в год. Грузооборот по новому железнодорожному мосту Нижнеленинское – Тунцзян на первом этапе составит 5,2 млн т в год с перспективой увеличения до 20 млн т в год, сказал А. Чекунков.

Министр напомнил, что также построен новый зерновой терминал в Забайкалье – самый крупный в России объект зерновой логистики и первый в мире специализированный сухопутный зерновой терминал полного цикла, снимающий инфраструктурные ограничения для перевалки зерна на Дальнем Востоке, снижающий затраты на логистику. Терминал – одно из звеньев сухопутного зернового коридора Россия – Китай. Годовой объем перевалки составит до 8 млн т зерновых, зернобобовых и масличных культур.

«В целом ожидаем роста объемов экспорта сельскохозяйственной продукции – не только зерновых. Вводятся новые предприятия в приграничных зонах со странами АТР. При этом российские продукты, известные своей экологичностью, пользуются высоким спросом в Азии. Имеется потенциал для увеличения экспорта мясной продукции (в том числе свинины), произведенной на территории Дальнего Востока», – сказал А. Чекунков, отметив, что в региональном разрезе потенциал для наращивания экспорта (прежде всего продукции АПК) имеется у Забайкальского края, Еврейской автономной области, Амурской области, Приморского края.

В свою очередь, директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов в беседе с ТАСС отметил, что если раньше Россия в основном поставляла в Китай нефть и газ и закупала продукты повседневного спроса, то при Си Цзиньпине были сняты многие товарные барьеры на поставку, к примеру, сельхозпродукции из России, сняты барьеры на поставку в Китай целого ряда товаров российского финального производства.

Развитие гуманитарного сотрудничества и новые возможности

«Еще один очень важный момент – расширение гуманитарного сотрудничества. <…> Увеличился обмен студентами, а это значит, что люди узнают друг друга, получают совместные знания, и это очень важно для будущих поколений. <…> У нас заметно увеличилось взаимодействие в области совместных исследований, например между Российской академией наук и Китайской академией наук, между отдельными российскими университетами, в том числе в Новосибирске, на Дальнем Востоке и с китайскими партнерскими университетами. Это затрагивает такие большие и важные области, как обработка наноматериалов, биотехнологии, биофарм», – сказал А. Маслов.

Что касается вопросов образования, то, по мнению А. Маслова, сейчас главный вопрос – создание совместных бакалаврских и магистерских программ. «Из наиболее актуальных мне представляются в области социально-гуманитарных наук программы по востоковедению, юриспруденции, региональному исследованию. Это программы по социологии, потому что нам очень важно понимать, как развиваются наши общества. Это программы по менеджменту и предпринимательству, а также программы по компьютерным технологиям, математике, физике и нанотехнологиям, а также экологии», – сказал эксперт.

Говоря о туризме, А. Маслов подчеркнул необходимость подготовки гидов-переводчиков. По его мнению, следует создавать совместные школы, которые должны располагаться в каждом крупном регионе. И в этом вопросе можно опираться на крупные университеты и с российской, и с китайской стороны.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions