+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.08.2022 15:10:26
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Преуспеет тот, кто раньше других осознает необходимость корректировки досанкционной практики

Тема транспортных коридоров становится ключевой для преодоления логистических барьеров, созданных санкциями на пути российской продукции на внешние рынки. Публикации о санкционной логистике переходят из актуальной в жизненно важную, прикладную для участников рынка сферу.
Преуспеет тот, кто раньше других осознает необходимость корректировки досанкционной практики
Очевидно, что кардинальные изменения внешних экономических и логистических условий создали у грузовладельцев новые потребности в услугах операторских компаний. Операторы встают перед выбором – измениться и в партнерстве с грузовладельцами ответить на давление внешних вызовов или продолжать действовать в прежнем режиме, используя досанкционную практику, которая в изменившихся условиях малоэффективна или перестает работать.

Менеджмент операторских компаний, в которых раньше других осознают необходимость корректировки досанкционной практики, преуспеет в новых условиях. Операторы же, действующие по прежним стереотипам, будут терять рыночные позиции и рискуют оказаться в трудном финансовом положении. Перефразируя классика: «Чтобы создать компетенции, которых вы ранее не имели, необходимо делать то, чего вы ранее не делали». По существу это проверка интеллектуальной, организационной и логистической жизнестойкости участников рынка.

Рост спроса на перевозки в направлении Дальнего Востока ограничен техническими возможностями транспортной инфраструктуры Восточного полигона. Для удовлетворения возрастающих потребностей грузовладельцев целесообразно рассмотреть альтернативные логистические и транспортные направления и маршруты. Представляется, что для достижения успеха необходима синергия логистического потенциала операторов и грузовладельцев.

Одной из альтернатив могут стать смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки (оговоримся, эти перевозки будут востребованы номенклатурой грузов, которая подходит для такой транспортировки). Успешность внедрения смешанных перевозок потребует создания альянсов, партнерств железнодорожных операторов и автомобильных перевозчиков. Это станет новым трендом на рынке грузовых перевозок.
Для автомобилистов дополнительной мотивацией будет возможность диверсификации перевозок с европейских на восточные полигоны и сохранение за счет этого не только объемов, но и бизнеса в целом в связи с санкционным закрытием европейских направлений. Целесообразно учитывать фактор расширения присутствия на российском автомобильном рынке китайской грузовой автотехники. Перемещение автомобильных перевозчиков с европейских маршрутов на восток приблизит поставщика и потребителя автотранспортных средств и запасных частей к ним, сократит затраты на логистику их поставок.
В качестве рабочего варианта смешанных перевозок можно рассмотреть введенный недавно автомобильный мост через Амур, соединивший российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Грузы могут доставляться до Благовещенска железнодорожным транспортом, перегружаться на автотранспорт и по мосту прибывать в Хэйхэ, где можно воспользоваться железной дорогой или продолжить автомобильную перевозку. Что касается Благовещенска, то здесь явно формируется потребность для создания грузового хаба, который будет временно размещать грузы, прибывающие по железной дороге.

Кроме того, перспективными для смешанных перевозок могли бы стать автомобильные переходы из Монголии в Китай, используя которые, можно частично компенсировать ограниченные возможности железнодорожного перехода Эрлянь, пропускающего через границу Монголии в Китай немногим более 10 пар поездов в сутки (погранпереход Наушки из РФ в Монголию может пропускать до 20 поездов в сутки). Поезда с грузами из России могли бы через ст. Наушки доходить до одной из станций Улан-Баторской железной дороги, где груз переходил бы автомобильным перевозчикам. Расстояние от ст. Наушки на границе РФ и Монголии до ст. Эрлянь на границе Монголии и Китая около 1,1 тыс. км, от ст. Эрлянь до морского порта в районе города Тяньцзинь – менее 1 тыс. км. Для сравнения: от ст. Наушки до Владивостока около 4 тыс. км. Тяньцзинь – это крупный промышленный район Китая, рядом морской порт, а на расстоянии около 200 км находится столица КНР – Пекин.
Представляет интерес для изучения и оценки возможностей и альтернативный маршрут с использованием внутренних водных путей, в частности реки Иртыш.

Иртыш берет начало в Китае (носит название Черный Иртыш), идет по китайской территории около 500 км. Далее примерно 2 тыс. км река течет по территории Казахстана и более 2 тыс. км – уже по России. В прошлые годы по Иртышу за навигацию между Россией и Казахстаном перевозилось до 10 млн т различных грузов.

Очевидно, что названные варианты представляют концептуальные подходы. По существу, это опционы, но чем больше их будет, тем выше вероятность, что какие-либо из них окажутся реальными для новых логистических маршрутов, способных преодолеть ограничения в логистике, которые испытывают сегодня российские хозяйствующие субъекты.

В реализации названных опционов могут найти свое место и занять пока свободную рыночную нишу операторские компании. Для этого необходимо будет взаимодействие с государственными органами, потребуются партнеры в Монголии и Китае, автомобильные перевозчики, экспедиторы и т. д. Но полагаю, что эти усилия будут оправдывать ожидания от новых возможностей. Рынок меняется, меняется кардинально. Стартовые возможности пока у всех одинаковы. Но неизбежно появятся лидеры – те, кто успешно адаптируется в новое рыночное пространство и создаст в изменившихся экономических и логистических реалиях возможности для развития бизнеса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions