На самом деле МТК «Север-Юг» состоит из нескольких маршрутов, основное разделение происходит на этапе подъезда к Каспийскому морю. Здесь у логистов возникает выбор – отправлять груз морем по Транскаспийской ветке (через порты Каспийского моря) либо сухопутным транспортом по Восточной или Западной ветке. У каждого варианта есть ограничения.
По статистике, около 70% всего грузопотока приходится на Западную ветвь маршрута, около 25% – на Транскаспийскую и около 5% на Восточную (данные интернет-ресурса «Евразия.Эксперт»). То есть сухопутный транзит через Иран, Азербайджан, Грузию является на сегодняшний день наиболее развитым.
Очевидно, что если доставка груза осуществляется в/из южных регионов РФ и/или прикаспийских стран, то МТК «Север-Юг» становится основным вариантом для планирования схемы перевозки. Сухопутная доставка Иран–Москва – рабочий вариант уже достаточно давно.
Однако, если речь идет о доставке в северные и центральные регионы РФ грузов, например, из Индии или стран Аравийского полуострова, то, по данным специалистов Департамента мультимодальных перевозок TELS GLOBAL, схемы морских перевозок в порты Санкт-Петербурга или Новороссийска пока в большинстве случаев будут более предпочтительными по стоимости и срокам, чем транзит через Иран.
Разумеется, обстановка в мире меняется очень быстро, что часто влияет на доступность и привлекательность различных логистических схем.
Автор: Александр Жикин, Департамент маркетинга TELS GLOBAL
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.