+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.07.2019 10:39:23
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Работа речного транспорта способствует уменьшению перегруженности трафика на железных дорогах

В связи с открытием навигации 2019 года одним из главных вопросов для речников стало развитие инфраструктуры для перевозок внутренним водным транспортом. О том, в каком состоянии в настоящее время она находится и насколько сильны инфраструктурные ограничения судоходства на магистральных водных путях, РЖД-Партнеру рассказал управляющий директор АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» и ПАО «Северо-Западное пароходство» Юрий Гильц.
Работа речного транспорта способствует уменьшению перегруженности трафика на железных дорогах
 Юрий Борисович, в каком состоянии находится в настоящее время инфраструктура для перевозок внутренним водным транспортом?

– В навигацию 2019 года по различным причинам, в том числе из-за излишней сработки водохранилищ и неоправданности прогнозов, на внутренних водных путях создалась очень сложная ситуация.

В Волжском бассейне водозапасы уже к середине весны были ниже нормы на 35%. В начале навигации на Верхней Волге в Городце глубина была 385 см. С середины мая ее неожиданно понизили до 325 см, а для оптимальной работы флота требуется обеспечение гарантированных глубин 400 см на всем протяжении транзитных водных путей. Поэтому уже с третьей декады мая в Городце возникли огромные очереди на шлюзование – в отдельные дни на этом участке простаивали 60–70 единиц флота.

 Насколько сильны инфраструктурные ограничения судоходства на магистральных водных путях?

– Ограничения довольно значимые на всех направлениях. Например, проходная осадка на Каме сегодня снижена до 3 м. С 17 июня началось поэтапное снижение проходных осадок на Дону. А на участке Городец – Нижний Новгород грузовой теплоход типа «Волго-Дон» может пройти с загрузкой не более 65%.

 Видите ли Вы улучшение технического состояния судоходных гидротехнических сооружений?

– Улучшения технического состояния судоходных гидротехнических сооружений в эту навигацию мы не наблюдаем. Наоборот, задержка одной нитки Городецкого шлюза с 25 апреля до 15 июня стала огромной проблемой для судовладельцев грузового флота с потерями, исчисляемыми десятками миллионов рублей.

 Очень важный вопрос для отрасли  уровень конкурентоспособности речного транспорта. Насколько речные перевозки конкурентны другим видам транспорта? Почему?

– Среди основных преимуществ внутреннего водного транспорта – эффективность, экономичность, экологичность. Если сравнивать расходы по перевозке одинакового количества груза на одинаковое расстояние, то становится очевидным, что на фоне наземных видов транспорта внутренний водный является самым дешевым. Так, одно типовое сухогрузное судно грузоподъемностью 5 тыс. т способно заменить железнодорожный состав из 83 вагонов или 420 грузовиков массой 12 т. Энергоэффективность также является несомненным преимуществом ВВТ: удельные затраты энергии на речном транспорте значительно ниже, чем на других видах транспорта.

Что касается экологичности, то 1 кг парниковых газов выбрасывается при перевозке 1 т груза по железной дороге на расстояние 40,5 км, автомобилем – на расстояние 9 км, а водный транспорт позволяет перевезти тот же объем груза с аналогичным показателем выбросов на расстояние от 72 до 217 км в зависимости от типа судна.

Однако, как известно, работа речного транспорта ограничена сроками навигации: с апреля по октябрь-ноябрь. Кроме того, в 2019 году было отменено государственное регулирование ставок за услуги администраций бассейнов. В результате в разных бассейнах ставки повышены на 30–80 %. Такая нестабильность расходов конкурентоспособности речному транспорту не добавляет...

Сегодня не существует достоверных прогнозов, позволяющих рассчитывать расходы на топливо. Но в рабочий сезон, несмотря на многие негативные факты, за счет грузооборота подвижного состава речной транспорт однозначно конкурентоспособен с железнодорожным и автомобильным транспортом. Кроме того, работа речного транспорта однозначно способствует уменьшению перегруженности трафика на железных дорогах в период введения сезонных пассажирских маршрутов и ремонтов путевого хозяйства.

 В целом каково состояние речного транспортного флота сейчас?

– Сегодня средний возраст речного флота в нашей стране таков, что в ближайшие три-четыре года неизбежно будет происходить массовое списание судов. Флот, построенный в 60–70-х гг. прошлого века в значительной мере уже выработал свой ресурс. При этом для судоходных компаний необходимое обновление флота, а соответственно, крупное инвестирование в новое строительство, без господдержки практически невозможно ввиду длительных сроков окупаемости речных судов. Высокие процентные ставки по кредитам, сезонность работы на внутренних водных путях, глубины и пропускная способность узких мест – все это увеличивает сроки окупаемости, которые практически граничат с расчетным сроком службы самого теплохода.

В последние годы процесс постройки новых речных судов активизировался, чему в немалой степени способствовали принятые на государственном уровне решения по поддержке отечественного судостроения, в том числе за счет лизинга новых речных судов.

Что касается непосредственно Волжского пароходства, то наши суда в настоящее время находятся в хорошем техническом состоянии. Компания осуществляет значительные вложения в ремонт и поддержку достойного состояния флота. Имеется у нас и своя солидная судоремонтная база.

 Юрий Борисович, в Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года, принятой в феврале 2016-го, отмечается, что около 60% в объеме речных перевозок составляют низкорентабельные грузы. Насколько этот показатель актуален?

– Специфика речного транспорта – перевозка именно массовых навалочных грузов, которые изначально являются недорогими. Таким образом, доля транспортных расходов в их конечной стоимости не должна быть высокой.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions