– Что толкает мир идти по направлению зеленых технологий?
– В первую очередь, это снижение зависимости от нефтяных источников энергии. Сейчас Евросоюз и США разрабатывают нормативную базу по сокращению вредного воздействия на окружающую среду из-за использования традиционных видов топлив. Другой немаловажной причиной является нежелание жить в смоге, даже если это будет дороже обходиться.
– Какие меры необходимо принять, чтобы изменить экологическую ситуацию в мире?
– Необходимо снизить уровень зависимости бюджета страны от сырьевого рынка, это касательно России. В западных странах рынок возобновляемых источников энергии находится на очень высоком уровне и продолжает развиваться. Широкое применение находят оффшорные «ветряки» (ветряные станции), которые расположены в районе нейтральных вод, считается, что там происходит наиболее эффективный сбор энергии. В Германии до 25-30% используемой энергии, это энергия, вырабатываемая за счет использования возобновляемых источников от солнечных панелей, ветряных электростанций и т.д.
– Развиты ли в России тенденции, связанные с возобновляемыми видами топлива?
– В нашей стране до сих пор высок интерес к традиционным источникам энергии, таким как нефть, газ. Это связано с тем, что заниматься развитием альтернативных видов энергии и топлива затратно. Более того, из-за высокой зависимости бюджета страны от продаж традиционных топлив – не выгодно. Существуют отдельные случаи использования солнечных панелей, но в целом, до уровня Запада очень далеко.
– Как, на ваш взгляд, обстоит дело с внедрением «зеленых» технологий в российском транспорте?
– Если говорить про использование природного газа в железнодорожном транспорте, то сейчас ПГУПС занимается разработкой газотурбовозов. Если же говорить про электротягу, то у нас ведутся разработки, направленные на повышение эффективности систем рекуперации, при которых локомотив возвращает часть энергии от торможения обратно в сеть. Данная технология направлена на повышение эффективности использования электроэнергии в железнодорожном транспорте.
Все аккумуляторные технологии и технологии производства электродвигателей более развиты на Западе.
В автомобильном транспорте (легковые автомобили) развитие направлено на электрификацию транспорта. Относительно грузовых автомобилей, то тут в среднесрочной перспективе будет заметен постепенный отказ от традиционных дизельных ДВС и переход на гибридные силовые установки. Это может быть совмещение электродвигателя и дизельного двигателя либо совмещение газового двигателя и электродвигателя.
– Какова ситуация в России сейчас?
– На сегодняшний момент в автомобильном транспорте страны подавляющая часть всех авто работает на традиционных топливах. В перспективе, как я уже сказал, их заменят гибриды и электромобили. Что касается использования природного газа, трудно сказать, потому что для этого нужна соответствующая инфраструктура, развитие которой очень дорого. Кроме того, нужно учитывать дополнительные требования по эксплуатации и хранению таких автомобилей.
Наши крупные производства сжиженного газа нацелены на экспорт: Японию, Китай и Европу. Те станции, которые есть России – это маленькие компактные станции для местных нужд. В общем, ничего значительного.
Второе, это сеть дистрибуции, третье – проблема с заправкой, в условиях, когда отпускная стоимость природного газа регулируется не рыночными методами, а постановлением по ограничению отпускной стоимости природного газа. Нынешняя стоимость достаточно низкая и затраты, который несет оператор заправки для развития инфраструктуры полностью не окупятся.
Таким образом, продажа природного газа невыгодна, потому что требуется развитие инфраструктуры, а отпускная стоимость газа слишком низкая, чтобы приносить прибыль. Соответственно стоит вопрос о субсидировании операторов заправок, причем не за счет снижения цен на природный газ, а в целях развития инфраструктуры.
Беседовала Наталия Пан
Журнал РЖД-Партнер поддерживает экологические инициативы и приглашает компании стать участником или партнером форума «Зеленая» логистика: Идеи. Практика. Перспективы»! Подробности -
в нашем специальном проекте.
По вопросам участия в форуме и его поддержки:
Ермоленко Марина
Директор по маркетингу
+7 (812) 418-3490 (доб. 444) marina@rzd-partner.ru
Взаимодействие со СМИ:
Чекмарева Ксения
ведущий менеджер отдела PR и внешних коммуникаций
+7 (812) 418-3491 ksenia92@rzd-partner.ru
Автор: Никита Крупенский, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.