+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.07.2021 16:53:03
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Электронная коммерция – драйвер роста логистики: тарифы снижаются, сроки доставки сокращаются

Растущая конкуренция на рынке логистических услуг и появление новых эффективных разработок привели к пересмотру существующих принципов функционирования логистических компаний. О новых вызовах и новых трендах на этом рынке РЖД-Партнеру рассказал коммерческий директор ГК «Аривист» Кирилл Александров.
Электронная коммерция – драйвер роста логистики: тарифы снижаются, сроки доставки сокращаются
– Кирилл, в новых экономических условиях какие новые требования бизнес выдвигает сегодня к логистике?

–На мой взгляд, канонические требования к логистике остались прежними и даже усилились. Логистическая компания все так же должна гарантировать доставку товаров в нужное место к определенному сроку. Однако в настоящих условиях выполнять эти требования стало практически невозможно из-за нестабильности и нехватки подвижного состава. Те компании, которые могут гарантировать определенный уровень сервиса, смогут получить конкурентное преимущество. Логистические компании, которые не смогут найти в себе силы, как технологические, так и кадровые и финансовые, чтобы удовлетворить спрос бизнеса на товары и сырье, будут вынуждены уйти с рынка.

От логистов, в свою очередь, требуются внятные объяснения своим клиентам, что происходит на рынке логистических услуг. Потому что, помимо кратного роста стоимости логистических услуг, сейчас еще нет никаких гарантий по качеству сервиса из-за сбоев в глобальных перевозках, связанных с загруженностью портов и нехваткой контейнеров.

Сейчас бизнесу в логистике, чтобы выжить, нужно не просто бежать, а нестись в сторону интересов заказчиков. Потому что недостаточно просто показывать видимость того, что ты двигаешься в сторону клиента, важно занимать проактивную позицию на протяжении создания цепочки добавленной стоимости: разбираться в болях клиента, удовлетворять возникающие потребности (к примеру, организовать вводимую маркировку товаров). Только так можно найти правильный вектор развития собственной логистической компании.

– По каким новым тенденциям развивается сегодня логистика?

– Основной тренд – это цифровизация. Все больше сервисов становятся автоматическими, нивелируя человеческий фактор. Это приводит к тому, что при нештатной ситуации системе сложно перестраиваться, в итоге – дисбаланс в виде нехватки тоннажа, контейнерных судов, замедление транзитного времени. Все это ведет к значительному росту логистических расходов. В области цифровизации сейчас на острие стандартизация и бесшовные соединения ERP-системы клиента с программным обеспечением логистического провайдера.

Процесс цифровизации идет неровным шагом. С одной стороны, крупные компании настаивают на том, чтобы стать центром экосистемы. В то время как мелкие клиенты отрицают цифровизацию не только из-за нехватки финансирования, но также из-за психологической неготовности к жестко зарегулированной работе и технологической дисциплине, которая сопутствует диджитализации.

Кроме цифровизации и обезличивания сервиса, можно отметить тенденцию к укрупнению. Многие небольшие компании, которые раньше выживали благодаря нескольким якорным клиентам, сейчас могут оказаться в сложной ситуации вплоть до банкротства, если случится просроченная дебиторская задолженность по причине задержек оплаты подорожавшего за последние месяцы фрахта. Это ведет в том числе и к консолидации отрасли. Крупные логистические компании будут забирать освободившиеся ниши и клиентов невыживших конкурентов.

В России я также наблюдаю тенденцию отказа крупных клиентов от аутсорсинга логистики. Крупные грузовладельцы хотят все контролировать и не могут доверить логистические процессы сторонним компаниям. Многие крупные производственные и экспортно ориентированные компании организуют логистические подразделения внутри своей корпорации, являясь владельцами транспортных средств, складов, терминалов.

Постепенно укрепляется тренд на ответственное потребление и устойчивое развитие. Уже сейчас при прочих равных в тендерах заказчики предпочтут ту логистическую компанию, которая придерживается принципов устойчивого развития за счет электронного документооборота, сокращения углеродного следа, в том числе использования транспорта на метане и пр. Пока еще эта тенденция неоформившаяся, потому что при выборе между более дешевым контрагентом и более зеленым выбор все еще падает в сторону первого.

– В продолжение разговора о цифровизации: как электронная коммерция меняет логистику?

– С увеличением зарубежных заказов возрастает потребность в альтернативных логистических провайдерах и сервисах. Сейчас основным оператором является «Почта России», обеспечивающая около 70% перевозок из-за рубежа.

Логистические операторы наращивают объем трансграничных перевозок как за счет новых клиентов, так и за счет перетока почтовых заказов в канал экспресс-доставки. Это ускоряет развитие инфраструктуры в России, начиная от сортировочных хабов и фулфилмент-центров и заканчивая ростом количества точек выдачи. Электронная коммерция является драйвером роста для логистики. Тарифы снижаются, сроки доставки сокращаются, а получателям даже в отдаленных от центра страны населенных пунктах доступны разные варианты доставки, включая возвратную логистику.

Рост электронной коммерции привел к спросу на рынке складской недвижимости, особенно это характерно для регионов. Драйвером роста спроса на аренду и строительство складской недвижимости стала конкуренция среди электронной коммерции и ритейлеров, которые захватывают новые рынки сбыта, тем самым формируют дополнительные каналы доставки и логистические цепочки. На мой взгляд, в этом году этот тренд еще будет нарастать, так как электронная коммерция меняет потребительские привычки населения.

– Одним из векторов для логистики является разработка новых транспортных коридоров. Как развивается логистика МТК сегодня?

– Блокировка Суэцкого канала в марте выявила уязвимость логистических маршрутов в условиях их сильной загруженности. Нельзя упускать из внимания то, что эта ситуация может повториться. Уникальное географическое расположение России позволяет говорить о развитии Северного морского пути. Для того чтобы маршрут являлся не просто гипотетической альтернативой, а реальным инструментом транспортировки для внешней торговли, государству необходимо уже тестировать перевозки коммерческих грузов в летний период времени, когда не требуется ледокольная проводка.

Сейчас интерес к себе вызывает транспортный коридор Север – Юг, связывающий страны Северной Европы со странами Прикаспийского бассейна и Индией. При формировании этого логистического пути могут улучшиться связи России со странами Персидского залива и Южной Азии. Буквально недавно, в конце июня, был запущен первый контейнерный поезд из Хельсинки в Мумбай. В перспективе данный коридор протяженностью более 7200 км может стать альтернативой более традиционным межконтинентальным маршрутам.

– Что ждет логистику в 2021 году?

– Логистику по итогам года ждут изменения в численном составе. Не все компании доживут, кому-то придется уйти с рынка. Рентабельность бизнеса значительно упала, а для инвестиций есть более привлекательные отрасли, возврат на вложенный капитал в логистике меньше, чем в других областях бизнеса. Россия постепенно меняет свое отношение к западному влиянию, часто выраженному в технологическом доминировании, в том числе в логистической отрасли, усиливаются патриотические настроения в обществе, что в конечном счете создает дополнительные риски для иностранных инвесторов.

Однако российские предприниматели, еще не оправившись от последствий пандемии COVID-19, не имеют нужных финансовых возможностей на технологии, требуемые для современных логистических вызовов. Поэтому крупные компании будут создавать собственные логистические службы, а мелкие потребители логистических услуг будут довольствоваться несовершенным сервисом.

Сейчас еще рано говорить о последствиях коронавируса. Последствия пандемии не закончатся в 2021 году, они еще будут проявляться в 2022-м. Рецессия длительностью в два года – это серьезное испытание.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions