+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2020 13:56:58
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Введение квоты на экспорт зерна: снижение доходности предприятий или необходимость в другом подвижном составе?

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов закончилось общественное обсуждение проекта постановления о введении временного ограничения на вывоз зерновых культур в страны, не являющиеся государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О начале общественного обсуждения проекта Министерство сельского хозяйство РФ сообщило двумя неделями ранее
После внесения правок проект постановления будет передан в Государственную думу для рассмотрения и принятия в первом чтении.

Незадолго до начала общественного обсуждения министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев сообщил, что министерство рассматривает возможность введения различных механизмов для ограничения экспорта зерна из России при определенных условиях, добавив, что приоритетом являются потребности внутреннего рынка и задачи продовольственной безопасности страны. Он подчеркнул, что разрабатываемые механизмы будут применяться лишь при острой необходимости, регулировать и предусматривать запрет на вывоз свыше определенного лимита общих экспортных возможностей России.

Буквально сразу после информирования о готовящемся проекте советник министра Юрий Косован подтвердил возможность введения нетарифной квоты на экспорт зерна из России в 20 млн т в II полугодии 2019/2020 сельскохозяйственного года.

«Такой механизм целесообразно вводить во второй половине сельскохозяйственного года (с 1 января по 30 июня), а с 1 июля по 31 декабря сохранить режим свободного вывоза зерна на экспорт. В текущем сельхозгоду потенциал экспорта оценивается в размере 45 млн т исходя из урожая 121 млн т и прогноза потребления. Экспорт зерна в первой половине сезона составил порядка 25 млн т, таким образом, во второй половине сельскохозяйственного года без угрозы для внутреннего рынка может быть вывезено 20 млн т, которые предлагается нормативно зафиксировать в виде нетарифной квоты», – сказал он.

В ведомстве надеются, что действие квоты позволит избежать нехватки зерна на внутреннем рынке России и ЕАЭС, поскольку механизм станет, с одной стороны, ориентиром для всех участников рынка, а с другой – будет играть роль ограничителя в вопросе соблюдения интересов внутренней безопасности страны.

По оценке директора стратегического маркетинга АО «Русагротранс» Игоря Павенского, квота на экспорт основных зерновых культур в январе – июне во все страны, кроме стран ЕАЭС, составит 14,4–15 млн т. Поэтому квота, которую могут установить, весьма комфортна для рынка, считает он.

Маловероятным существенное изменение ситуации на рынке при введении квоты в 20 млн т называет аналитик ГК «Финам» Дмитрий Баранов.

«Традиционно наибольший объем экспорта зерна осуществляется именно по железной дороге, остальное на себя берут автомобильный и водный транспорт. Возможное введение квоты вряд ли изменит данный порядок, хотя теоретически возможен уход части объемов зернового экспорта с железной дороги на другие виды транспорта. Это может быть сделано для ускорения экспорта зерна компаниями, усиления их позиций в рамках соперничества с другими игроками. Ведь, как известно, нагрузка на сеть железных дорог остается высокой, особенно в направлении портов, поэтому компании могут предпочесть другие виды транспорта для вывоза зерна», – комментирует эксперт.

Он полагает, что такое перераспределение может освободить часть провозных мощностей железных дорог, которые, вероятно, будут заняты другими грузами. Он также не исключает, что может быть увеличен экспорт продукции, изготовленной из зерна. То есть может потребоваться другой подвижной состав, а специализированных вагонов-зерновозов – меньше. Это может привести к изменению ставок на данном рынке, но дефицит каких-либо вагонов вряд ли возникнет, прогнозирует Д. Баранов.

В то же время Российский зерновой союз (РЗС) направил в Минэкономразвития свою позицию, в которой высказался о том, что ограничения на экспорт зерна в первую очередь ударят по производителям. А именно не позволят четко планировать бизнес-процессы, что в случае хорошего урожая может спровоцировать рост предложения и привести к падению цен, предупреждает РЗС. В результате доходность сельхозпроизводителей может снизиться. Это приведет к ухудшению инвестиционной активности в секторе и поставит под вопрос возможность увеличения производства и экспорта зерна в будущем, предупреждает союз.

Министр сельского хозяйства Бангладеш Абдур Раззак уже заявил, что Бангладеш увеличит закупки пшеницы у Украины, если российское зерно станет недоступным из-за новых ограничений на экспорт.

По мнению директора информационно-аналитического департамента Российского зернового союза Елены Тюриной, введение квоты на экспорт зерна в середине сельхозгода (с 1 июля 2019 г. по 30 июня 2020 г.) противоречит принципам прозрачности и понятности для всех участников принимаемых мер регулирования рынка. Через две-три недели после принятия постановления начнутся рекордные хаотичные отгрузки зерна, так как все экспортеры будут стараться успеть вывезти зерна как можно больше, прогнозирует эксперт.

Рост спроса повлечет за собой рост цен на внутреннем и снижение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке, что сократит объем экспорта ниже размера квоты. «Возможное квотирование экспорта зерна в текущем году рассматривается Минсельхозом России как пилотный проект, в целом не проработан. Такая мера регулирования рынка может применяться в случае возникновения дефицита зерна на рынке. Необходимо подготовить и донести до всех участников рынка условия и правила введения квоты на экспорт, основанные на зерновом балансе и оценке мировой торговли», – подытоживает Е. Тюрина.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions