Ключевая артерия
Одним из основных маршрутов, проходящих по территории России, является МТК Европа – Западный Китай. Его развитие зафиксировано рядом международных соглашений и двусторонними договоренностями. Этот маршрут является самым протяженным на Северо-Западе России, его конечная точка располагается в Санкт-Петербурге. От иных альтернативных МТК между Китаем и Европой его отличает не только длина, но и время нахождения в пути. Так, время в пути при использовании морского коридора доходит до 45 суток, по Транссибирской автомагистрали – 14 суток, а по МТК ЕЗК от порта в Китае до границ с Европейскими государствами – порядка 10 суток.
В этот мегапроект входит ряд ключевых веток автодорог России, например, федеральная трасса М-11 «Нева», ЦКАД.
За рекордные 3 года, в 2023 году, завершилось строительство участка трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани, протяженностью 810 км. Запуск участка сократил время в пути между городами с 12 до 7,5 часа. В июле 2024 года президент РФ Владимир Путин открыл движение на двух значимых участках, входящих в маршрут – обходах Твери и Тольятти. Развитие маршрута продолжается.
Дальше – в объезд
«Для дальнейшего развития маршрута ЕЗК, а также маршрутов в направлении Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Афганистана на территории РФ проводятся работы по обустройству подъездных путей к автомобильным пунктам пропуска с Казахстаном», – добавил А. Енин.
Так, в 2025 году будут проведены работы по устройству слоев износа на участке с 50 по 62 км дороги федерального значения А-300 Самара – Большая Черниговка – граница с Республикой Казахстан.
В 2025 году завершат устройство слоев износа на участках трассы М-5 «Урал» Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск с 39 по 59 км, с 238 по 248 и иным к МАПП Орск в Оренбургской области.
В 2025 году планируется завершить капремонт участка дороги А-350 Чита – Забайкальск на границе с Китаем в Забайкальском крае к наиболее загруженному на границе России и КНР МАПП Забайкальск.
До конца 2026 года завершится капремонт участка с расширением проезжей части до 4-х полос движения на трассе А-310 Челябинск – Троицк до границы с Республикой Казахстан к МАПП Бугристое.
Так же до конца 2026 года с расширением проезжей части до 4-х полос и устройством слоев износа капитально отремонтируют участок дороги М-38 Омск – Черлак на границе с Казахстаном в Омской области к МАПП Ольховка.
До 2027 года предусмотрено выполнение работ по устройству слоев износа к МАПП Илек на участке с 15 по 35 км трассы А-305 Оренбург – Илек – граница с Республикой Казахстан.
В ближайшие два года на дороге Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск – Новосибирск предусмотрен капремонт участков дорог от Челябинска до границы с Республикой Казахстан с расширением проезжей части до 4-х полос; ремонт на определенных участках в Курганской области, а также иные работы.
Программой работ на 2025–2027 годы предусмотрено устройство слоев износа общей протяженностью более 90 км.
«Еще одним немаловажным направлением является МТК Север – Юг и входящие в его состав автодороги», – отметил чиновник.
В рамках этого проекта для раскрытия потенциала Азербайджана и Ирана проводятся работы по строительству и реконструкции дороги Р-217 «Кавказ» М-4 «Дон» – Владикавказ – Грозный – Махачкала – граница с Азербайджанской Республикой.
Планируется строительство северного обхода Махачкалы со сроком реализации до 2027 года. Этот участок войдет в состав дороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала.
«Программа дорожных работ сейчас реализуется исходя из необходимости выполнения указа президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» по доведению к 2030 году не менее 85% дорог до нормативного состояния. Строительство скоростных магистралей в РФ обеспечит оптимальную с экологической и энергосберегающей точек зрения скорость движения транспорта, позволит сократить время доставки товаров на 40%, что, по некоторым оценкам, снизит объем транспортной составляющей в цене продукции до 12–16%», – резюмировал А. Енин.