• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 75.59 0 EUR ЦБ РФ 84.95 0
    BTC 54973.27 usd BTC 4156528.94 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.10.2021 15:57:37
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Упор на цифру, баланс, доступность и регионы: какой будет транспортная стратегия – 2035? Часть 2

Во вторник, 19 октября, на заседании президиума Государственного совета под руководством президента была представлена транспортная стратегия страны на период до 2030 года с прогнозом до 2035-го. Владимир Путин поручил утвердить документ, но с рядом доработок и предложений, поступивших от министров и глав регионов страны. В первой части мы обозначили основные цели и задачи документа. Во второй – будущее развитие цифровой платформы транспортного комплекса, а также главные проблемы, которые придется решать при реализации стратегии.
Упор на цифру, баланс, доступность и регионы: какой будет транспортная стратегия – 2035? Часть 2
Цифровизация

На сегодня недостаточный уровень цифровизации и внедрения новых технологий на транспорте ограничивает долгосрочное инновационное развитие транспортного комплекса. Уровень цифровизации документооборота на отдельных видах транспорта очень низкий – более 3 млрд перевозочных документов в бумажном виде ежегодно.

В стратегии отмечается, что цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами (в том числе посредством цифровых каналов, развития платформ-агрегаторов) и управление изменениями. Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения. Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации. Отмечается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.

Поэтому до 2035 года должна быть реализована цифровая трансформация, будет включать в себя внедрение интегрированных транспортных сервисов, цифровизацию грузопотоков, транспортных средств и транспортной инфраструктуры, цифровизацию деятельности органов власти в области транспортной отрасли и создание цифровых платформ как базового условия для цифровой трансформации.

В России должны функционировать и развиваться автономный водный транспорт и автономные железнодорожные составы (включая виртуальную сцепку), автономный грузовой и пассажирский автотранспорт, роботизированная доставка «последней мили», беспилотные воздушные средства для доставки в труднодоступные районы, интеллектуальный пункт пропуска на границе РФ, биометрическая идентификация пассажиров, безналичная оплата проезда и т. д.

Проблемы и риски

Во-первых, уровень обеспеченности транспортной сетью в стране отстает от уровня от развитых стран. Во-вторых, уровень покрытия территории сетью автомобильных дорог (с учетом плотности населения) в силу географических и климатических особенностей в РФ в 2–4 раза ниже. В-третьих, в РФ отсутствует сеть ВСМ. В-четвертых, уровень использования сети внутренних водных путей в РФ в 5–8 раз ниже. Также проблемы, связанные с критическим износом аэродромной инфраструктуры и в целом неудовлетворительным состоянием основных фондов.

«Недостаточная развитость инфраструктуры наряду с неполным использованием потенциала автоматизации логистических и таможенных процедур продолжает сдерживать развитие экспорта», – отмечается в документе. Среднегодовые инвестиции в транспорт в РФ за 2014–2019 гг. составили 2,3% к ВВП, что в 1,4 раза ниже среднемировых значений.

Дополнительным фактором, лимитирующим развитие транспортной инфраструктуры, является изменение климата. Кроме этого, необходимость выполнения глобальных целей Парижского соглашения по климату становится одним из значимых драйверов трансформации транспортной отрасли.

Что касается рисков, главными из них называются эффекты и последствия от достижения углеродной нейтральности, которая может привести к сокращению объемов экспорта и внутреннего потребления российского угля уже к 2030 году, а также объема нефтегазового сектора. В результате такого сценария ожидается снижение угольной генерации (к 2030 г. до 4% относительно 2020 г.), снижение объема нефтегазового экспорта после 2030 года темпом до -4% ежегодно, при этом ненефтегазовый экспорт продолжит рост на уровне 2–3% ежегодно.

Также необходимо учитывать технологические риски: на фоне научно-технического прогресса – удешевление изначально дорогостоящих новых технологий за счет высокого спроса со стороны широких масс потребителей и их массовое воспроизводство, ведущее к переделу рынков. Например, данная модель ожидается к реализации в сегменте электромобилей. Кроме того, существуют риски прорывных инноваций, к примеру открытие новых дешевых источников энергии или материалов, позволяющих превысить существующие пороги скорости для наземных транспортных средств.

Переходящие трудности

По итогам обсуждения проект транспортной стратегии поступит в правительство РФ. Кабинет министров рассмотрит и утвердит документ на одном из своих ближайших заседаний. Глава государства поручил правительству РФ не позднее I квартала 2022 года подготовить детальный план реализации стратегии «в прямом диалоге с руководителями регионов и ведущих отраслевых компаний».

В. Путин подчеркнул, что нужно тщательно планировать всю работу над крупными проектами, где «просчеты недопустимы» на фоне колоссальных вложений. «Все должно быть гармонично, один проект должен гармонично дополнять другой, и таким образом должна выстроиться транспортная стратегия, а план должен служить инструментом ее реализации», – подытожил президент.

При этом отдельно стоит разобраться с целым рядом проблем отрасли. А именно – с недозагруженностью морских портов и синхронизацией различных видов транспорта, в частности, на Восточном полигоне и на подходах к портам, в том числе на южном направлении, в Дагестане и Азово-Черноморском бассейне. Также необходимо решить вопросы таможенного оформления. Например, в Калининграде на это уходит примерно до 12 ч.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions