+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2023 16:46:04
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Кластерность и инвестпроекты: утверждена cтратегия социально-экономического развития Сибири до 2035 года

Распоряжением от 26 января правительство РФ утвердило новую стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО) до 2035 года. Как именно власти планируют развивать Сибирь, изучил РЖД-Партнер. 
Систематические проблемы

В состав СФО входят Республики Алтай, Тыва и Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Новосибирская, Омская и Томская области, а также Кемеровская область – Кузбасс. На территории Сибири проживает 17 млн человек, или 11,6% населения РФ.

Согласно документу, помимо низкого качества городской среды в городах Сибири, сокращения населения, его низкой плотности, низкого уровня денежных доходов населения, высокого загрязнения воды и атмосферного воздуха, безработицы, одна из главных системных проблема социально-экономического развития округа – низкий уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, удаленность ряда регионов Сибирского федерального округа от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции, что способствует повышению транспортных издержек для экспортирующих предприятий и сроков доставки грузов.

Кроме того, доля ключевых видов промышленного производства, относящихся к высоким переделам (производство пищевых продуктов, текстильных изделий, бумаги, химии и нефтехимии, электроники и электротехники, машин и оборудования, мебели, монтаж оборудования), в общем объеме промышленной продукции Сибири составляет только около 24%. Для сравнения: в среднем по стране – около 50%.

В правительстве отмечают, что ключевая задача стратегии – создать условия для повышения конкурентоспособности экономики регионов СФО, что, в свою очередь, позволит обеспечить их устойчивый экономический рост, повысить уровень и качество жизни населения.

Транспортная инфраструктура

В стратегии говорится, что поэтапное освоение отдельных территорий в ближайшей перспективе ожидается на фоне реализации крупных инфраструктурных проектов – расширения пропускной способности, развития и обновления инфраструктуры БАМа, трубопроводов до границы с Китаем и другими азиатскими странами.

А развитие судоходства по реке Енисей и по Северному морскому пути, создание новых транспортно-логистических маршрутов и средств их обслуживания – одни из нескольких путей развития межрегиональных и международных экономических связей.

Основными приоритетами по развитию транспортного комплекса Сибири называются транспортное обеспечение инвестпроектов, обеспечение доли федеральной и региональной дорожной сети (не менее 85% к 2030 г.), повышение обеспеченности территорий округа транспортной инфраструктурой с учетом прогнозных потребностей экономики и населения регионов, обеспечение транспортной связанности округа с центрами экономического роста в других регионах страны и внешними рынками сбыта.

Кроме того, предусмотрено повышение качества, пропускной способности и эффективности работы существующей транспортной инфраструктуры; расширение, повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса; рост инвестиционной привлекательности и повышение мобильности населения округа и безопасности транспортной инфраструктуры.

Восемь кластеров

На сегодня на территории Сибирского федерального округа сосредоточено 96% общероссийских запасов платины, 80% угля, 73% никеля, 51% марганцевых руд, 43% меди, 40% свинца, 40% золота, 17% молибдена, 17% серебра и 16% цинка.

Целевой сценарий стратегии предполагает реализацию инвестиционных проектов в рамках восьми индустриальных кластеров: «Лес, лесопереработка и лесохимия», «Переработка алюминия», «Драгоценные металлы», «Цветные и редкоземельные металлы», «Туризм», «Сельское хозяйство и пищевая промышленность», «Нефть и газ» и «Уголь».

«В большинстве случаев предполагается близкое географическое расположение предприятий в составе кластеров, но для отдельных предприятий предусмотрено разрозненное расположение в силу ограничений территорий в инфраструктурной обеспеченности, рабочей силе, соображений промышленной и экологической безопасности», – говорится в документе.

К 2030 году с учетом реализации инвестиционных проектов в Сибири будет создано более 500 тыс. новых рабочих мест с учетом смежных отраслей и привлечено более 16 трлн руб. инвестиций.

Выход кластеров на проектную мощность возможен начиная с 2026 года, а их полное развертывание предполагается в период 2030–2035 гг. Так, например, кластер «Лес, лесопереработка и лесохимия» предусматривает обеспечение максимально полной переработки лесных ресурсов в округе, строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры к заводам и предприятиям, в том числе двум строящимся целлюлозно-бумажным комбинатам в бассейне рек Енисея и Ангары.

В рамках кластера предполагается реализация инвестиционных проектов по перспективным направлениям развития лесопромышленного комплекса.

Отмечается, что производство древесной продукции последние 5 лет стабильно составляет более 30 млн кубометров ежегодно. Более половины экспорта продукции лесопромышленного комплекса приходится на СФО. Но низкий уровень спроса на лиственницу, ограниченный водостойкими приложениями (набережные, веранды) в сочетании с выработанностью ближних запасов, обусловливает относительно низкий предельный уровень освоения лесных ресурсов в Иркутской области.

Или, например, кластер «Нефть и газ». Его перспективными направлениями развития являются дальнейшее увеличение добычи нефти и газа и развитие нефтехимических производств. Например, в Красноярском крае ресурсный потенциал проекта «Восток Ойл» оценивается в 5 млрд т легкой малосернистой нефти. Планируемые с начала добычи в 2024–2025 гг. объемы малосернистой нефти оцениваются в 1,2–7 млн т в год с последующим увеличением добычи до 50 млн т и перспективой дальнейшего наращивания объемов добычи нефти. Планируемый объем инвестиций составит около 10 трлн руб. за период до 2036-го.

В рамках кластера предполагается реализация инвестиционных проектов по перспективным направлениям развития в области добычи нефти и газа, а также в сфере нефтехимических производств.

В Сибири до сих пор отсутствует полная газификация. В Красноярском крае уровень газификации достигает 17,5%, в Иркутской области – 1,1%. Республика Тыва и Республика Хакасия не газифицированы.

Еще один кластер – «Уголь». Известно, что именно Сибирь вносит основной вклад в добычу угля по стране (76,3% общего объема добычи угля в РФ). На территории округа – 77 шахт общей производственной мощностью 155,121 млн т угля в год и 135 разрезов суммарной мощностью 270,24 млн т угля в год. В стадии строительства находится 45 шахт проектной мощностью 57,922 млн т и 84 разреза мощностью 77,563 млн т угля в год.

Новые перспективы для развития угольной отрасли Сибирского федерального округа связаны с Таймырским угольным бассейном, который рассматривается в качестве базы для отечественных потребителей, а также является перспективной статьей экспорта.

В рамках кластера предполагается реализация инвестпроектов по перспективным направлениям развития в области угольной отрасли в части добычи и обогащения энергетических и коксующихся углей.

Вместе с тем существует необходимость расширения железнодорожной инфраструктуры под вывоз угля ввиду нехватки провозной способности железных дорог. Отметим, что доля СФО в общей протяженности железных дорог страны составляет 17,5%.

Поэтапность реализации

Согласно документу реализация стратегии осуществляется в три этапа.

В рамках первого этапа (2023–2025 гг.) предполагается реализация наиболее проработанных, находящихся в высокой стадии готовности инвестиционных и инфраструктурных проектов для дальнейшей проработки в рамках института кураторства федеральных округов вице-премьерами.

На втором этапе (2026–2030 гг.) реализации стратегии акцент будет сделан на трансформации социально-экономического развития округа.

На третьем этапе (2031–2035 гг.) ожидается преобразование экономик регионов СФО – выход на более высокий уровень самодостаточности, снижение доли бюджетных инвестиций в инвестиционных проектах, повышение роли частных инвесторов, местных социальных и предпринимательских инициатив в реализации новых инвестиционных проектов.

Стратегия должна быть актуализирована в 2030 году с учетом оценки достижения национальных целей развития страны на территории СФО, оценки результатов реализации госпрограмм РФ на территории округа, а также с учетом изменений социально-экономической ситуации в Сибирском федеральном округе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions