+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2023 16:46:04
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Кластерность и инвестпроекты: утверждена cтратегия социально-экономического развития Сибири до 2035 года

Распоряжением от 26 января правительство РФ утвердило новую стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа (СФО) до 2035 года. Как именно власти планируют развивать Сибирь, изучил РЖД-Партнер. 
Систематические проблемы

В состав СФО входят Республики Алтай, Тыва и Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Новосибирская, Омская и Томская области, а также Кемеровская область – Кузбасс. На территории Сибири проживает 17 млн человек, или 11,6% населения РФ.

Согласно документу, помимо низкого качества городской среды в городах Сибири, сокращения населения, его низкой плотности, низкого уровня денежных доходов населения, высокого загрязнения воды и атмосферного воздуха, безработицы, одна из главных системных проблема социально-экономического развития округа – низкий уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры, удаленность ряда регионов Сибирского федерального округа от основных транспортных узлов и рынков сбыта продукции, что способствует повышению транспортных издержек для экспортирующих предприятий и сроков доставки грузов.

Кроме того, доля ключевых видов промышленного производства, относящихся к высоким переделам (производство пищевых продуктов, текстильных изделий, бумаги, химии и нефтехимии, электроники и электротехники, машин и оборудования, мебели, монтаж оборудования), в общем объеме промышленной продукции Сибири составляет только около 24%. Для сравнения: в среднем по стране – около 50%.

В правительстве отмечают, что ключевая задача стратегии – создать условия для повышения конкурентоспособности экономики регионов СФО, что, в свою очередь, позволит обеспечить их устойчивый экономический рост, повысить уровень и качество жизни населения.

Транспортная инфраструктура

В стратегии говорится, что поэтапное освоение отдельных территорий в ближайшей перспективе ожидается на фоне реализации крупных инфраструктурных проектов – расширения пропускной способности, развития и обновления инфраструктуры БАМа, трубопроводов до границы с Китаем и другими азиатскими странами.

А развитие судоходства по реке Енисей и по Северному морскому пути, создание новых транспортно-логистических маршрутов и средств их обслуживания – одни из нескольких путей развития межрегиональных и международных экономических связей.

Основными приоритетами по развитию транспортного комплекса Сибири называются транспортное обеспечение инвестпроектов, обеспечение доли федеральной и региональной дорожной сети (не менее 85% к 2030 г.), повышение обеспеченности территорий округа транспортной инфраструктурой с учетом прогнозных потребностей экономики и населения регионов, обеспечение транспортной связанности округа с центрами экономического роста в других регионах страны и внешними рынками сбыта.

Кроме того, предусмотрено повышение качества, пропускной способности и эффективности работы существующей транспортной инфраструктуры; расширение, повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса; рост инвестиционной привлекательности и повышение мобильности населения округа и безопасности транспортной инфраструктуры.

Восемь кластеров

На сегодня на территории Сибирского федерального округа сосредоточено 96% общероссийских запасов платины, 80% угля, 73% никеля, 51% марганцевых руд, 43% меди, 40% свинца, 40% золота, 17% молибдена, 17% серебра и 16% цинка.

Целевой сценарий стратегии предполагает реализацию инвестиционных проектов в рамках восьми индустриальных кластеров: «Лес, лесопереработка и лесохимия», «Переработка алюминия», «Драгоценные металлы», «Цветные и редкоземельные металлы», «Туризм», «Сельское хозяйство и пищевая промышленность», «Нефть и газ» и «Уголь».

«В большинстве случаев предполагается близкое географическое расположение предприятий в составе кластеров, но для отдельных предприятий предусмотрено разрозненное расположение в силу ограничений территорий в инфраструктурной обеспеченности, рабочей силе, соображений промышленной и экологической безопасности», – говорится в документе.

К 2030 году с учетом реализации инвестиционных проектов в Сибири будет создано более 500 тыс. новых рабочих мест с учетом смежных отраслей и привлечено более 16 трлн руб. инвестиций.

Выход кластеров на проектную мощность возможен начиная с 2026 года, а их полное развертывание предполагается в период 2030–2035 гг. Так, например, кластер «Лес, лесопереработка и лесохимия» предусматривает обеспечение максимально полной переработки лесных ресурсов в округе, строительство и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры к заводам и предприятиям, в том числе двум строящимся целлюлозно-бумажным комбинатам в бассейне рек Енисея и Ангары.

В рамках кластера предполагается реализация инвестиционных проектов по перспективным направлениям развития лесопромышленного комплекса.

Отмечается, что производство древесной продукции последние 5 лет стабильно составляет более 30 млн кубометров ежегодно. Более половины экспорта продукции лесопромышленного комплекса приходится на СФО. Но низкий уровень спроса на лиственницу, ограниченный водостойкими приложениями (набережные, веранды) в сочетании с выработанностью ближних запасов, обусловливает относительно низкий предельный уровень освоения лесных ресурсов в Иркутской области.

Или, например, кластер «Нефть и газ». Его перспективными направлениями развития являются дальнейшее увеличение добычи нефти и газа и развитие нефтехимических производств. Например, в Красноярском крае ресурсный потенциал проекта «Восток Ойл» оценивается в 5 млрд т легкой малосернистой нефти. Планируемые с начала добычи в 2024–2025 гг. объемы малосернистой нефти оцениваются в 1,2–7 млн т в год с последующим увеличением добычи до 50 млн т и перспективой дальнейшего наращивания объемов добычи нефти. Планируемый объем инвестиций составит около 10 трлн руб. за период до 2036-го.

В рамках кластера предполагается реализация инвестиционных проектов по перспективным направлениям развития в области добычи нефти и газа, а также в сфере нефтехимических производств.

В Сибири до сих пор отсутствует полная газификация. В Красноярском крае уровень газификации достигает 17,5%, в Иркутской области – 1,1%. Республика Тыва и Республика Хакасия не газифицированы.

Еще один кластер – «Уголь». Известно, что именно Сибирь вносит основной вклад в добычу угля по стране (76,3% общего объема добычи угля в РФ). На территории округа – 77 шахт общей производственной мощностью 155,121 млн т угля в год и 135 разрезов суммарной мощностью 270,24 млн т угля в год. В стадии строительства находится 45 шахт проектной мощностью 57,922 млн т и 84 разреза мощностью 77,563 млн т угля в год.

Новые перспективы для развития угольной отрасли Сибирского федерального округа связаны с Таймырским угольным бассейном, который рассматривается в качестве базы для отечественных потребителей, а также является перспективной статьей экспорта.

В рамках кластера предполагается реализация инвестпроектов по перспективным направлениям развития в области угольной отрасли в части добычи и обогащения энергетических и коксующихся углей.

Вместе с тем существует необходимость расширения железнодорожной инфраструктуры под вывоз угля ввиду нехватки провозной способности железных дорог. Отметим, что доля СФО в общей протяженности железных дорог страны составляет 17,5%.

Поэтапность реализации

Согласно документу реализация стратегии осуществляется в три этапа.

В рамках первого этапа (2023–2025 гг.) предполагается реализация наиболее проработанных, находящихся в высокой стадии готовности инвестиционных и инфраструктурных проектов для дальнейшей проработки в рамках института кураторства федеральных округов вице-премьерами.

На втором этапе (2026–2030 гг.) реализации стратегии акцент будет сделан на трансформации социально-экономического развития округа.

На третьем этапе (2031–2035 гг.) ожидается преобразование экономик регионов СФО – выход на более высокий уровень самодостаточности, снижение доли бюджетных инвестиций в инвестиционных проектах, повышение роли частных инвесторов, местных социальных и предпринимательских инициатив в реализации новых инвестиционных проектов.

Стратегия должна быть актуализирована в 2030 году с учетом оценки достижения национальных целей развития страны на территории СФО, оценки результатов реализации госпрограмм РФ на территории округа, а также с учетом изменений социально-экономической ситуации в Сибирском федеральном округе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions