+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2021 11:37:31
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Как таможенные склады маркируют импорт

С 2021 года в России весь импортируемый товар должен быть промаркирован. Сделать это может или производитель, или импортер. Последний может промаркировать продукцию только на таможенных складах. Корреспондента РЖД-Партнера отправили на нейтральную территорию, чтобы она своими глазами увидела, кто и как маркирует перемещаемые между странами товары.
Ручной труд: упаковку вскрыть, товар извлечь, наклейку приклеить

Сегодня один код – наклейка на упаковке – оценивается в 50 копеек без НДС. У государства есть намерение поднять стоимость ее до рубля. Инициаторы маркировки считают, что наклейка со штрихкодом повышает производительность участникам ВЭД. Простой, но Честный ЗНАК позволяет совершенствовать логистические схемы, наращивать долю рынка и в конечном счете повышает прибыль.

Логика такова: импортируемый груз может быть промаркирован производителем на месте производства. Услуги по маркировке предлагает Прибалтика, и, как рассказывают участники рынка, страна на бизнесменах из России неплохо зарабатывает. Услугу также предлагает Китай – цены здесь ниже, чем у европейских или российских коллег, как и уровень качества. Но спрос постоянно высокий – бизнесмены из России пытаются сэкономить.

«Чаще всего азиатские наклейки в России переклеивают, а это еще больше увеличивает затраты импортера», – констатирует генеральный директор Невского терминала Эдуард Кривонос.

Перемаркируют или маркируют импортируемый товар также в России. Но для этого импортер должен пройти таможенный досмотр, разместить груз на складе временного хранения. Потом переместить его на таможенный склад или терминал.

Невский терминал – это логистический оператор типа 4PL, который специализируется на принятии грузов, пребывающих из Прибалтики, Финляндии, Эстонии, Литвы, кроме того, грузы направляются сюда порт Бронка, Большого порта Санкт-Петербург, рассказывает Э. Кривонос.

«В России невозможно наносить маркировку на простом складе. На простом складе владелец груза может лишь сверять сопроводительную документацию, взвешивать груз и фотографировать его. А вот дробить, распаковывать – если нет таможенного осмотра и досмотра – запрещено», – разъясняет бизнесмен.

Транспортировка груза на таможенный склад, его размещение и маркировка – это дополнительные расходы, признается Э. Кривонос. А среднестатистический российский бизнесмен не готов нести дополнительные расходы, но несет. Кстати, во всем мире маркировать импортируемую продукцию разрешено на складах временного хранения. Но только не в России.

«Во всех странах маркировка осуществляется, в соответствии с положением 102 ст. Таможенного кодекса. Но в России считают, что Таможенный кодекс необходимо трактовать по-иному. Поэтому в России участники ВЭД идут длинным и дорогостоящим путем: пишут заявления, получают ответы, оплачивают хранение. И клиент не хочет знать, что и как ему делать. Бизнес так работать не желает, запрос у бизнеса другой – работать быстро и получать от этой деятельности прибыль. А если из-за таможенных сложностей и формальностей товар, покупаемый за пять рублей, после пересечения границы подорожает до двадцати, то бизнесу уже неинтересно его реализовывать. И кому лучше, если Россия лишается еще одного участника ВЭД?» – негодует Э. Кривонос.

Что честнее – один ЗНАК или два?

Корреспондент РЖД-Партнера увидела, как штрихкоды на клейкой ленте наклеивают на товар вручную – упаковки, пришедшие из Европы, разрывают, извлекают индивидуальные коробки и на каждую вручную наклеивают QR-код. Вернее, даже два.

Анастасия Михайлова, руководитель комитета по УЭО (уполномоченный экономический оператор) ассоциации «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес», объясняет: обе эти наклейки можно объединить в одну, и тогда скорость обработки импортируемой продукции увеличится как минимум вдвое, но пока ее предложение Честный ЗНАК не услышал. Она последние полгода она ведет активную переписку с национальной системы маркировки товаров «Честный ЗНАК».

«Я даже не знаю, услышал меня Честный ЗНАК или нет. Я отправляю к ним письмо официальное, через месяц-два приходит официальный ответ: «Ваше предложение в работе». Первое время мы радовались этому ответу, а потом выяснилось, что он вообще ничего не означает. Потому что результаты рассмотрения нашего предложения так и неизвестны. Поэтому мы отправляем наши предложения вновь и вновь», – рассказывает А. Михайлова.

В планах у организации – не просто объединить две наклейки в один общий знак, но и разработать общую наклейку, которая будет соответствовать индивидуальным требованиям заказчика.

«Ведь это уже подготовка к продаже, то есть маркировка может быть полезна не только государству, но и покупателю, ведь в конечном счете он оплачивает маркировку. А таможенные склады и таможенные терминалы могут взять на себя роль посредника, который подготавливает товар к продаже. По законодательству это возможно», – эксперт показывает варианты этикеток.

Но пока предложение «с мест» осталось без ответа. Система пока действует в одностороннем порядке: законодатель создал правила, а участники рынка должны эти правила соблюдать.

Импорт, знай свое место

С этого года обязательной маркировке подлежат лекарства, табак, обувь, духи и туалетная вода, лампы и фотовспышки, шины и покрышки, а также белье и одежда. Оборот товаров без маркировки грозит штрафом до 100 тыс. руб., а непромаркированный товар подлежит конфискации, продолжает А. Михайлова.

«Последние несколько месяцев я переписываюсь с Минпромторгом и Росздравнадзором по поводу маркировки лекарственных средств. Есть комментарий «Честного ЗНАКА», который гласит: маркировку могут наносить только таможенные склады, включенные в лицензию. Однако в нормативных документах нет упоминаний о лицензии, и я не могу понять, какая именно лицензия нужна», – объясняет эксперт.

Анастасия зачитывает: «Согласно постановлению правительства России от 21 июля 2020 года № 1079 «О внесении изменений в постановление правительства РФ от 14 декабря 2018 года № 1556» в случае ввоза в РФ при производстве вне территории РФ (за исключением лекарственных препаратов, ввозимых из государств – членов ЕАЭС) партии лекарственного препарата допускается нанесение двухмерного штрихового кода методом печати на материальный носитель (этикетку), не допускающим отделения материального носителя (этикетки), содержащего средство идентификации, от упаковки лекарственного препарата без повреждений, с последующим нанесением материального носителя (этикетки) на вторичные (потребительские) упаковки лекарственного препарата (в случае их отсутствия – первичные упаковки лекарственного препарата) на таможенном складе, адрес которого указан в качестве адреса места осуществления деятельности в лицензии на фармацевтическую деятельность организации, осуществляющей оптовую торговлю лекарственными средствами».

Однако процедура добавления таможенного склада в действующие лицензии предприятий, осуществляющие оптовую торговлю и планирующих при импорте в РФ осуществлять маркировку на таможенных складах, не прописана.

«На официальном интернет портале Росздравнадзора и оператора маркировки ЦРПТ по электронным адресам есть требование о наличии у таможенных складов лицензии на осуществления фармацевтической деятельности. Однако таможенные склады не осуществляют фармацевтическую деятельность. Таможенные склады в соответствии с пунктом 2 статьи 158 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза могут совершать простые сборочные операции, а также операции по отбору проб и/или образцов товаров; подготовке товаров к продаже и перевозке/транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида, а также техническому обслуживанию товаров, в течение срока хранения которых требуется совершение таких операций. Ни одним из положений федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» также не установлены какие-либо виды лицензий для таможенных складов», – продолжает А. Михайлова.

Она показывает переписку с ведомствами. Официальные лица признают, что требование о лицензировании таможенных складов действительно ошибочное. Но и снимать данное требование тоже будет ошибкой, заявляют представители государства.

«Абсолютно некорректно применение к таможенным сладам, не осуществляющим хранения для целей последующей продажи и реализации и продажи товаров, ранее действующих положений по площадкам для хранения товаров», – выдыхает А. Михайлова.

Она сокрушается, что система маркировки вынуждена развиваться по очень сырым правилам и нормативам. Но работать в этой системе необходимо, таково требование законодательства.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions