+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2023 12:42:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Банк цифровой рубль бережет: как логистика адаптируется к новому тренду

Пока процесс внедрения цифрового рубля на стадии тестирования банками базовых операций: открытия цифрового счета, его пополнения, оплаты товаров. Но новая форма денег скоро неизбежно проникнет в различные сферы бизнеса, в числе которых – логистические операторы, грузоотправители и грузополучатели. Насколько актуальны для них новые возможности, какие процессы могут упростить и есть ли риски – разбирался РЖД-Партнер.
Снизить зависимость

Немного теории: CBDC (Central Bank Digital Currency, цифровая валюта центральных банков или ЦВЦБ) является одним из трендов развития финансовой системы. Центральные банки всех развитых стран ищут возможное пространство получения глобального конкурентного преимущества за счет внедрения как национальных, так и международных расчетов в цифровых валютах. Цифровой рубль – это третья форма денег наряду с наличными и безналичными денежными средствами. Ее эмитентом будет сам ЦБ. При этом важно понимать, что цифровой рубль от криптовалюты отличается тем, что последняя является децентрализованной и работает без регулирующего органа. Стоимость криптовалют зависит от множества факторов, в том числе соотношения спроса и предложения, тогда как стоимость CBDC определяется центральным банком и равна фиатной валюте страны (стоимость обеспечивается государством).

Что же дает цифровой рубль, почему уже недостаточно наличных и безналичных расчетов?

«Транспорт и логистика, являясь одной из приоритетных отраслей национальной цифровой экономики, может получить дополнительные стимулы от использования цифрового рубля, прежде всего во внешнеэкономической деятельности, снизив зависимость от западной международной системы межбанковских расчетов, – говорит декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» Московского технического университета связи и информатики Сергей Гатауллин. – Риски лежат не в технологической плоскости: использование наработок национальной системы платежных карт («МИР», СБП), опирающейся на существующие технологические возможности в области платежных систем при создании системы международных расчетов БРИКС+, не вызывает никаких сомнений в качественном функционале. Риски – в политической воле стран-участников проводить независимую политику в своих национальных интересах, участвуя в финансовых операциях альтернативной системы платежей».

Иными словами, третья форма денег позволит обеспечить дополнительную устойчивость отечественному бизнесу и финансовой системе государства на международном поле. Но здесь кроется двойное дно: CBDC нужна государству прежде всего для полного контроля финансовых потоков. Однако при достаточном стимулировании, например, при отсутствии комиссий, возможности расчетов офлайн и других бонусов, система может стать интересной дополнительной формой денег. К бенефитам внедрения можно отнести возможность максимального контроля расходования бюджетных средств – размеченные цифровые рубли крайне трудно будет использовать не по назначению. Но негативная сторона вопроса – в возможности трансформации финансового контроля в тотальный социально-экономический, считает Сергей Гатауллин.

Есть плюсы

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов уверен, что положительных последствий внедрения окажется больше.

«В логистике применение третьей формы денег позволит сократить расходы участников рынка на комиссии банкам за транзакции, ускорит процесс оплаты счетов, конвертации цифрового рубля в другие формы валюты. Например, за переводы цифрового рубля придется оплачивать 0,3% с суммы каждой транзакции, при этом комиссия для представителей бизнеса в СБП составляет 0,4% или 0,7% (в зависимости от типа бизнеса). Безналичный расчет другими форматами обходится еще дороже. Сейчас цифровые валюты введены в Нигерии, Багамских островах, на Ямайке. В перспективе цифровой рубль позволит российским логистическим компаниям, занимающимся международными перевозками, рассчитываться с зарубежными партнерами без необходимости подключаться к SWIFT. Также CBDC упростит процесс конвертации рублей в иностранные валюты, в том числе доллары США. Дополнительным преимуществом цифрового рубля является прозрачность отслеживания транзакций, что сократит риски мошенничества, а также возможность перевода средств без доступа в интернет», – подчеркивает Алексей Тузов.

Сами игроки логистического рынка пока только в теории разбираются, с чем предстоит столкнуться и как использовать цифровые рубли в своих интересах, как «влиться» в новую систему и продолжать поддерживать устойчивость бизнеса. Говорить о реакции и глубоком анализе изменений для каждой конкретной логистической отрасли пока рано – слишком мало практической информации. Вводить цифровой рубль в массовый оборот планируется поэтапно при успешном завершении пилотирования всех сценариев операций с ним. Это может произойти в горизонте 2025–2027 годов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions