+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2020 15:43:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Утилизация списанных вагонов: детали больше не в счет

Рынок вторичного использования бывших в употреблении деталей грузовых вагонов является основой функционирования вагоноремонтной отрасли. Так, в 2019 году при проведении плановых и текущих отцепочных ремонтов подвижного состава было заменено свыше 100 тыс. старогодных колесных пар и единиц вагонного литья – боковых рам и балок.

Итоги 2019 года: списания и утилизация

Основным источником пополнения рынка б/у деталей грузовых вагонов является разделка списанного подвижного состава, хотя пик массовых списаний, связанных с запретом на продление срока службы, уже остался в прошлом. Суммарная численность вагонов, подлежавших списанию в 2019 году (за исключением инвентарного парка ОАО «РЖД»), составила 18,9 тыс. ед. Из общего количества вагонов, списанных в 2019-м, более 4 тыс. ед. пришлось на цистерны, еще 3,5 тыс. на зерновозы и 2,7 тыс. на полувагоны.

Наиболее распространенной формой утилизации списанного в 2019 году подвижного состава (более 60% от общего количества) стала продажа вагона целиком. Согласно принятой в отрасли терминологии, предметом таких сделок становится крупногабаритная металлическая конструкция (КГМК). Этот вариант утилизации предпочитают большинство собственников вагонных парков, так как он существенно упрощает учет основных средств. Как правило, КГМК приобретают профессиональные игроки рынка б/у деталей для дальнейшей перепродажи. Однако на фоне дефицита колесных пар в 2018–2019 гг. эта форма утилизации списанных вагонов претерпела изменения. В частности, некоторые собственники предпочли при продаже КГМК обеспечить возврат деталей, входящих в комплектацию вагона, по заранее оговоренным ценам, используя обязательства по встречной купле-продаже.

Вторым по значимости методом утилизации (около 30% от общего количества) в 2019-м стала разделка вагонов силами собственника с последующим образованием деталей и металлолома. Такой подход, как правило, применяют кэптивные операторы крупных производственных холдингов, которые могут пользоваться подъездными путями своих же предприятий для физического отстоя, осмотра и разделки вагонов.

Что ждет рынок утилизации вагонов в 2020 году
 
Сравнительный анализ цен на КГМК показывает их значительное снижение в I квартале 2020 года по сравнению с IV кварталом 2019-го. Стоимость закупки упала практически вдвое: если в конце 2019-го списанный вагон средней комплектации стоил 650–700 тыс. руб., то в начале 2020-го тот же вагон уже оценивался в 320–350 тыс. руб. за единицу.

Падению стоимости КГМК способствовали два основных фактора. Во-первых, это снижение цены колесной пары. Как известно, на вторичном рынке расчет ее стоимости ведется исходя из цены колесной пары, вышедшей из капитального ремонта, то есть СОНК. По мере насыщения рынка цельнокатаными колесами, с одной стороны, и по причине снижения объемов ремонта в I квартале 2020 года, с другой, стоимость СОНК снизилась. Давление по цепочке сказалось на цене б/у колесных пар – их доля в структуре стоимости списанного вагона снизилась на 50%.
Во-вторых, произошло перенасыщение рынка литья. Анализ рынка показывает, что 2019-й стал последним годом присутствия дефицита вагонного литья. На сегодняшний день сохраняется некоторый дисбаланс объемов потребления вагонного литья собственниками парков. Кому-то его достается больше, кому-то меньше, но общая тенденция такова: при списании вагона цена боковой рамы в I квартале 2020 года снизилась на 60–70%, а надрессорной балки – практически вдвое.

Важно также отметить, что между моментом покупки вагона и его разделкой с последующим вовлечением металлолома и деталей в оборот существует временной лаг длительностью 1,5–2 месяца. Поэтому, приобретая вагон, например, в апреле 2020 года, покупатель вынужден закладывать в расчет прогнозные цены на детали по состоянию уже на май – июнь. Эксперты отмечают, что в II–III кварталах 2020-го цена КГМК продолжит падать до уровня +10–15% к стоимости металлолома, образующегося при разделке вагона. 


Владимир Зверев,
директор по эксплуатации и содержанию вагонного парка Первой грузовой компании
– Наиболее удобным способом утилизации вагона является его продажа в качестве крупногабаритной металлической конструкции. В этом случае собственник вагонов освобождается от большинства издержек и проблем, связанных с учетом, хранением и реализацией лома. При этом разделка подвижного состава дает возможность отбора (кроме колесных пар и литых частей тележки, других годных к дальнейшей эксплуатации узлов и деталей вагона), а также гибкого реагирования на конъюнктуру рынка лома в разных регионах и получения дополнительного дохода от его продажи. Сегодня рынок запасных частей в целом характеризуется балансом спроса и предложения, в том числе б/у деталей достаточно для проведения текущего и отцепочного ремонта. Цены на детали для грузовых вагонов снижаются. В ближайшей перспективе изменения этого тренда не ожидается, поскольку баланс сменится профицитом всех запчастей в связи со снижением потребности в ремонте и уменьшением заказов со стороны вагоностроителей.

Анатолий Казаков,
генеральный директор ООО «ТрансРесурс»
– Ситуация на рынке списанного подвижного состава по сравнению с началом 2020 года изменилась кардинальным образом: цены на вагон падают быстрее, чем на детали. Сегодня мы ведем плотную работу с собственниками вагонов, разъясняя сложившиеся тренды и предлагая различные варианты реагирования. В частности, оптимальным решением для собственника подвижного состава стал обратный выкуп деталей с обязательством их поставки к месту ремонта в ВЧДР или ВЧДЭ в указанный срок.
При продаже вагона его владелец самостоятельно определяет, по каким ценам он будет выкупать детали, решает, в каком объеме они ему понадобятся и от каких можно отказаться, определяет географию и сроки поставки. Мы осуществляем подбор деталей из имеющегося оборотного запаса и оперативно доставляем их уже отремонтированными к месту ремонта. «ТрансРесурс» оказался единственной компанией на рынке, способной предоставлять такой сервис в масштабах всей страны.

Полностью читайте материал в №8 РЖД-Партнера, который выйдет из печати 28 апреля 2020 года. Также напоминаем, что вопросы, связанные с ремонтом подвижного состава и обеспечением рынка запчастями будут рассматриваться на Транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт», который пройдет 24 апреля 2020 года в онлайн-формате. Зарегистрироваться для участия в форуме можно здесь.
Задать вопросы, связанные с участием в форуме, также можно по тел. +7 (812) 418-34-90 или электронной почте conf@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions