+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2021 15:35:29
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Колесные закупки нефти в России резко снизились

Эксперты независимого ценового агентства Argus зафиксировали самый низкий показатель железнодорожных поставок нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в течение 9 месяцев года за весь период мониторинга, то есть с 2009-го. Поставки, включая комбинированные отгрузки, снизились в январе – сентябре на 1,4 тыс. т/сут. (400 тыс. т) относительно аналогичного периода 2020 года, до 27,3 тыс. т/сут. (7,44 млн т), по данным экспедиторов.
Железнодорожные отгрузки в январе – сентябре 2019 года, до начала пандемии COVID-19, были заметно выше – 51,3 тыс. т/сут. (14,02 млн т). Самый высокий уровень таких поставок был зафиксирован в январе – сентябре 2012-го – 70,14 тыс. т/сут. (19,22 млн т).

Как пояснили аналитики агентства, развитие мощностей «Транснефти» и снижение доходности процессинга из-за налогового маневра правительства России подтолкнуло переработчиков к переходу на более дешевые трубопроводные отгрузки сырья.

«Основное снижение отгрузок по железной дороге пришлось на комбинированные поставки», – уточнили в Argus. Так, продолжают сокращаться отгрузки со ст. Уяр (Красноярский край), которая ранее была одним из основных центров последующих железнодорожных поставок на НПЗ. Вначале, в августе 2015 года, к системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) был подключен Хабаровский завод ННК, а затем, в августе 2019-го, после многомесячной задержки – и Комсомольский НПЗ «Роснефти». С ноября прошлого года единственным получателем нефти с Уяра является Итатский мини-НПЗ (Кемеровская область), и такие поставки сокращаются.

Между тем отгрузки со станций Грушевая и Тихорецкая (Краснодарский край), крупного центра комбинированных поставок на Юге России, в январе – сентябре, напротив, выросли на 120 тыс. т, до 2,57 млн т. «Поставки остаются довольно высокими, поскольку заводы Краснодарского края продолжают наращивать загрузку из-за активного спроса на их продукты как в России, так и за рубежом. В текущем году нефть с Грушевой и Тихорецкой поступает на предприятие «Славянск Эко», не имеющее прямого подключения к трубопроводу, а также на Афипский НПЗ, в состав которого с июня вошел бывший Краснодарский завод», – рассказали в Argus.

Объем прямых железнодорожных отгрузок сырья на заводы в целом сохранился на уровне прошлого года, поскольку такие отгрузки приходятся в основном на легкую малосернистую нефть, спрос на которую остался довольно стабильным. В январе – сентябре такие отгрузки почти не изменились по сравнению с прошлым годом, составив около 14 тыс. т/сут. (3,76 млн т), но это меньше, чем в предыдущие годы. В течение первых 9 месяцев 2019-го поставки легкой нефти по железной дороге составляли 16,1 тыс. т/сут. (4,4 млн т), а в течение такого же периода 2018 года – 17,6 тыс. т/сут. (4,81 млн т).

Суммарные отгрузки легкой нефти «Роснефти» и «Нефтисы» с Сорочинской (Оренбургская область) в этом году увеличились на 168 тыс. т, до 419 тыс. т. Поставки «Роснефти» с Кротовки (Самарская область), напротив, сократились на 120 тыс. т, до 827 тыс. т, а с Новосергиевской (Оренбургская область) – на 275 тыс. т, до 853 тыс. т. Кроме того, «Роснефть» после длительного перерыва возобновила отгрузки с Червленной (Чечня) на Туапсинский НПЗ (Краснодарский край): с марта текущего года они составили суммарно 18 тыс. т. «Роснефть» в основном поставляет сырье по железной дороге на собственные заводы, а продажи малым переработчикам невелики.

«Фортеинвест» в январе – сентябре сократил закупки железнодорожных партий нефти для Орского НПЗ (Оренбургская область) на 142 тыс. т, до 931 тыс. т. Этот переработчик является одним из крупных получателей железнодорожных партий нефти с близлежащих месторождений в Оренбургской области.

Поставки на Ярославский НПЗ им. Менделеева сократились в январе – сентябре на 138 тыс. т, до 29 тыс. т. Предприятие в этом году в основном простаивало, а отгрузки были зафиксированы только в течение 4 месяцев: в январе, феврале, апреле и сентябре. Поставщиками выступали «Роснефть» и «Санеко».

«Колесные» отгрузки на Антипинский НПЗ (Тюменская область), владельцем которого летом стал «Русинвест», в этом году выросли на 209 тыс. т, до 261 тыс. т. Но весь объем поступил в январе – мае, а позже отгрузки были прерваны.

Железнодорожные отгрузки сырья на Каменский мини-НПЗ (Ростовская область) были прерваны в начале этого года, хотя в январе – сентябре 2020-го переработчик получил 112 тыс. т сырья, в том числе 53 тыс. т из ресурсов «Лукбелойла». Завод отказался от закупок нефти из-за нехватки оборотного капитала в условиях высоких цен на сырье.

Железнодорожные отгрузки нефти на Афипский НПЗ за первые три квартала года составили 144 тыс. т, что на 68 тыс. т больше, чем годом ранее. Поставки увеличились за счет возобновления переработки на бывшем Краснодарском заводе, который вошел в состав Афипского НПЗ с 1 июня.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions