+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.04.2021 13:39:55
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Авиационные итоги I квартала: перераспределение SSJ-100, рост цен на топливо и новые направления

Сокращение маршрутных сетей и ограничения воздушного сообщения по-прежнему замедляют темпы восстановления мировой экономики. Но в начале 2021 года мировые авиаперевозки грузов достигли допандемических показателей. При нехватке 30% провозных емкостей по сравнению с допандемическим уровнем грузооборот постепенно растет, что ведет к росту цен на авиафрахт и авиационное топливо.
Пассажиры

В марте продолжилось восстановление объемов внутренних перевозок и частичное восстановление международного авиасообщения. Но показатели за I квартал пока демонстрируют отрицательную динамику. В целом пассажирооборот гражданской авиации снизился за январь – март на 43,5%, до 34,5 млрд т-км. Было перевезено 16,9 млн пассажиров, что на 27% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Процент занятости пассажирских кресел вырос на 3,1%.

В частности, пассажирооборот «Аэрофлота» снизился на 61,1%, объем перевезенных пассажиров – на 52,8%. «На операционные результаты 3 месяцев и марта 2021 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире», – отмечают представители «Аэрофлота».

В марте перевозчик вывел из парка Airbus А330-200 и два Airbus А320, также в рамках внутригруппового перераспределения передала шесть SSJ-100 в парк авиакомпании «Россия». По состоянию на 31 марта 2021 года парк группы «Аэрофлот» насчитывал 336 воздушных судов.

Пассажирооборот «России» в I квартале снизился на 39,8%, объем перевезенных пассажиров – на 9,8%. Новый Superjet 100 в парке «России» был назван в честь Владикавказа. Он будет эксплуатироваться на внутрироссийских линиях, которые «Россия» выполняет из московского аэропорта Шереметьево. С 11 мая авиакомпания начинает выполнять ежедневные регулярные рейсы из Москвы в Махачкалу. Еще одному SSJ-100 присвоено название Благовещенск. Он уже приступил к полетам по маршрутной сети «России», обеспечивая выполнение рейсов, связывающих регионы РФ со столицей и предоставляя удобные стыковки в Шереметьево.

Пассажирооборот «Победы» в I квартале вырос на 2,2%, объем перевезенных пассажиров – на 10,5%. В марте лоукостер открыл продажу билетов на новое направление – из Минеральных Вод в Анталью. Полеты из Минвод на крупнейший курорт Турции начнутся 2 июня и будут выполняться 2 раза в неделю до конца октября.

В ответ на заявления СМИ, ссылающихся на агрегаторов для путешественников, о росте цен на авиабилеты представители «Победы» заявили, что стоимость билетов относительно 2019-го на многих маршрутах снизилась. «С марта 2019 года аэропортовые тарифы выросли на 20%, курс доллара – на 15% (до половины расходов авиакомпании – валютные). При этом нам удалось сохранить низкие цены на авиабилеты. На ряде направлений средний тариф снизился. Например, Сургут – Махачкала сейчас дешевле в среднем на 16%, Москва – Кемерово – на 19%, Москва – Сургут – на 14%, Москва – Новосибирск – на 17%, Санкт-Петербург – Екатеринбург – на 10% и т. д. «Победа» всегда использует систему динамического тарифообразования, которая анализирует спрос на конкретную дату, направление и глубину», – заявили в компании.

На 9,4% сократился пассажирооборот авиакомпании «Сибирь», и на 1,3% было перевезено меньше пассажиров. При этом мартовские показатели – одни из лучших в пятерке.

«Кризисный год наглядно показал потенциал нашей широкой внутрироссийской маршрутной сети: даже в самые сложные месяцы межрегиональные перелеты оставались востребованными. В марте этого года самой активной группой путешественников традиционно стали поклонники зимнего отдыха: высоким спросом пользовались рейсы в Сочи и Минеральные Воды, а также в Хибины, Шерегеш, на Алтай и Камчатку. В то же время начались бронирования перелетов на летний сезон. Среди новинок расписания S7 Airlines – прямые рейсы из Новосибирска в Калининград, Геленджик и Ростов-на-Дону, где мы предусмотрели удобные стыковки и для жителей Дальнего Востока», – говорит директор по стратегии S7 Group Григорий Давыдов.

В летнем сезоне авиакомпания сделала акцент на рейсах в Крым и Краснодарский край.

Также хорошую динамику по итогам марта демонстрируют «Уральские авиалинии» – рост пассажирооборота на 12,2% и количества перевезенных пассажиров – на 20,5%. «Показатели приближаются к уровню 2019 года. Рады отметить положительную динамику производственных показателей этой весной. Пассажиропоток и количество выполненных рейсов показывают стабильный рост и приближаются к допандемическому уровню», – отмечают в компании.

При этом за I квартал пассажирооборот снизился на 29,8%, объем перевезенных пассажиров – на 21,4%.

С 3 мая «Уральские авиалинии» приступают к выполнению рейса Жуковский – Минск – Жуковский. Полеты будут осуществляться один раз в неделю по понедельникам.

Грузы и почта

Согласно основным производственным показателям гражданской авиации за I квартал текущего года грузооборот гражданской авиации вырос за этот период на 36,6%, до 1,9 млрд т-км. Также всего перевезено 321,6 тыс. т грузов и почты, на 27,6% больше, чем годом ранее. Процент коммерческой загрузки вырос в I квартале на 0,7%.

Так, среди пятерки авиакомпаний, занимающихся грузовыми перевозками, самый большой рост грузооборота отмечен у перевозчика «Авиастар-ТУ» – на 56,3%. Компания, работающая на рынке грузовых авиаперевозок с 2000 года, эксплуатирует грузовые самолеты Ту-204С и Boeing 757-200F. В настоящее время «Авиастар-ТУ» доставляет все виды грузов, в том числе почту, товары народного потребления, военные грузы, «живые» грузы, материальные ценности, медикаменты и негабаритные грузы. Является долгосрочным партнером крупнейшего мирового грузоперевозчика DHL Express – лидера в области мирового логистического рынка. Объем перевезенных грузов и почты вырос у «Авиастар-ТУ» за отчетный период на 59,7%.

Грузооборот у крупнейшего грузового перевозчика России – «ЭйрБриджКарго» (AirBridgeCargo, ABC, входит в группу «Волга-Днепр») – вырос на 48,1%. Авиакомпания подписала меморандум о взаимопонимании в целях поддержания гуманитарной инициативы UNICEF (United Nations International Children's Emergency Fund – Детский фонд ООН) по глобальной авиационной доставке вакцин от COVID-19, а также медикаментов, медицинских услуг и товаров, которые могут понадобиться странам в борьбе с пандемией.

Грузооборот «Аэрофлота» снизился на 19,8%, объем перевезенных грузов и почты – на 23%. Показатели дочерних авиакомпаний неравномерны по итогам I квартала. Так, грузооборот лоукостера «Победа» снизился на 3,2% за январь – март, объем перевезенных грузов и почты вырос на 1,9%. Грузооборот второй «дочки» «Аэрофлота» – компании «Россия» – вырос на 43%, а объем грузов и почты – на 30,9%.

На 7% вырос грузооборот еще одной компании, входящей в топ, авиакомпании «Сибирь», объем перевезенных грузов и почты снизился на 6,2%.

Как отмечают участники рынка, увеличение эффективности использования провозных емкостей грузовых воздушных судов нивелируется ростом спроса на авиаперевозки грузов. По прогнозам, он продолжит расти на фоне прогнозируемого роста мирового ВВП.

Прогнозы

Если в прошлом году правительство РФ просубсидировало авиакомпании на 20,9 млрд руб. за недополученные доходы за перевозку пассажиров на фоне пандемии, то пока, по мнению Минтранса России, необходимости в дополнительном субсидировании авиакомпаний на фоне пандемии на данный момент нет. «Мы все-таки считаем, что рынок восстанавливается, и, в отличие от зарубежных авиакомпаний и аэропортов, наши не сокращали персонал. Если будет такая необходимость, мы выйдем с инициативой в правительство. Например, сейчас закрыли Турцию, мы вышли с инициативой компенсации авиакомпаниям вывозных рейсов и получили отклик в правительстве, все все понимают», – заявил неделей ранее министр транспорта РФ Виталий Савельев.

На фоне медленного восстановления и роста спроса начали расти цены на авиатопливо. В апреле цена на авиатопливо выросла на 6% по сравнению с началом года – до 49,7 тыс. руб. 

В целом в текущем году на рынке грузовых авиаперевозок ожидается стабильный спрос и легкий рост, но в настоящее время, по данным директора департамента международной логистики DHL Global Forwarding Марии Бондаревой, нехватка провозных мощностей на рынке авиаперевозок составляет 30%.

По прогнозам компании, ограничения провозной способности в этом году сохранятся. Кроме того, тарифы в текущем году остаются повышенными по сравнению с 2019-м. Ожидается сохранение дисбаланса спроса и предложения, а также дополнительные провозные емкости по завышенной цене.

В начале апреля СМИ сообщили о том, что стоимость авиабилетов, купленных в январе – марте в некоторые города России с вылетом в апреле – июне повысилась на 15–120% по сравнению с 2019 годом. Но Минтранс опроверг информацию о подорожании авиабилетов, отметив, что по многим направлениям стоимость билетов за период с июня 2019-го по июнь 2021 года, наоборот, снизилась.

В руководстве ФАС заявили, что ведомство совместно с Минтрансом, Росавиацией, российскими авиакомпаниями и аэропортами мониторит цены на авиабилеты. Ранее Генпрокуратура РФ сообщила, что следит за ростом цен на авиабилеты и туры, но считает его вынужденным.

По мнению совладельца аэропорта Внуково Виталия Ванцева, цены на авиабилеты в России, опустившиеся в 2020 году на фоне пандемии, вернутся на уровень 2019-го летом. Он добавил, что средний чек в прошлом году на одних и тех же направлениях значительно снизился по сравнению с 2019-м.

По словам представителя компании Boxberry International Марата Артуганова, в нынешних условиях участники рынка ожидают развития коллаборации, объединения сервисов, заключения долгосрочных контрактов, доставки посылок дронами (автопилотная доставка). Также прогнозируется тенденция на развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек, бесконтактная доставка, увеличение онлайн-продаж и спрос на доставку от двери до двери.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions