+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2017 11:28:06
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Если инвестировать в отрасль, то нужно ориентироваться на лидера

В минувшем году акциям отечественных авиакомпаний на Московской бирже были уготованы абсолютно разные сценарии. Котировки «Аэрофлота» били все мыслимые и немыслимые рекорды, «ЮТэйр» – топтались на месте, а «Трансаэро» – безнадежно пикировали. Во всех этих рыночных хитросплетениях корреспондент РЖД-Партнера попытался разобраться, пообщавшись с экспертом-аналитиком АО «Финам» Алексеем Калачевым.
Если инвестировать в отрасль, то нужно ориентироваться на лидера
– Алексей Анатольевич, котировки «Аэрофлота» почти полгода продолжают расти бешеными темпами. И потолка, что самое поразительное, вообще не видно. Чем это можно объяснить?

– Действительно, акции компании, начиная с осени 2016 года, подорожали примерно на 80%, а за прошедшие полтора года – почти в шесть раз. Прежде всего, это связано с финансовыми показателями «Аэрофлота», которые отражаются в отчетности. Понимаете в чем дело: цены на рынке – они отражают даже не столько текущее состояние той или иной компании, сколько ожидания по поводу нее. Инвесторы и спекулянты, пытаясь угадать будущее, анализируют отчетность и корпоративные события, строят свои модели оценки. И если, скажем, выходит квартальная отчетность, и она оказывается хуже предыдущей или, что важнее, хуже, чем за тот же период предыдущего года, или, еще важнее, хуже ожидаемой аналитиками, то моментально перспективы такой компании переоцениваются в сторону ухудшения ситуации, а цены начинают стремительно падать. А если результаты лучше, чем были раньше, или лучше намеченных ожиданий, то акции сразу начинают расти.

«Аэрофлот» тут не исключение, а яркий пример. Судите сами. Компания закончила 2014 год с убытком (по МСФО) в 17,15 млрд руб. В 2015 году убыток составил 6,49 млрд руб., что почти в три раза меньше. При этом в первой половине года убытки еще росли, а во второй пошла прибыль. И со второй половины 2015 года начался рост акций компании. В первом полугодии 2016-го уже была прибыль, а по данным за девять месяцев она выросла до 43,80 млрд руб. И рост котировок ускорился.

Консолидированную отчетность за весь 2016-й «Аэрофлот» опубликует только в начале марта, но уже ясно, что год компания закончит на большом позитиве. Об этом, в частности, говорят производственные показатели: рост перевозок самой компании составил 11%, а всей группы «Аэрофлот» – 10,3%; пассажирооборот по компании вырос на 11,6%, по всей группе – на 14,8%. Естественно, что такое изменение фундаментальных оснований повлияло на переоценку перспектив авиаперевозчика в лучшую сторону. Плюс к этому добавлю, что «Аэрофлот» формально остается госкомпанией: государству принадлежит 51,2% акций. А это значит, что на нее распространяется требование Правительства о выплате дивидендов в размере 50% прибыли. Поскольку прибыль есть, причем немаленькая, акционеры по итогам прошлого года могут рассчитывать на хорошую дивидендную доходность этих ценных бумаг. И, кроме всего прочего, котировки акций преодолели все уровни сопротивления, тем самым сгенерировав для спекулянтов и их торговых систем технические сигналы на покупку. Все это в комплексе и гонит цену вверх.

– Вспоминается ли еще что-то подобное на Московской бирже за минувшие десять лет?

– Ситуация с акциями «Аэрофлота» не уникальна. Когда радикально меняются ожидания инвесторов, меняется и тренд, а цены растут или падают в разы. Возьмем для примера «Мечел»: еще недавно металлургическая компания находилась на грани банкротства, но успешная реструктуризация долгов сократила издержки на их обслуживание, а рост цен на уголь в конце лета обеспечил рост доходов. И в результате только за август-октябрь 2016 года акции компании подорожали почти в четыре раза.

– Прогнозы – дело неблагодарное. Но когда все-таки ожидать «успокоения» бумаг национального авиаперевозчика и на какой примерно отметке? Возможно, хотя бы с точки зрения человеческого чутья, а не аналитики, которая в этом вопросе уже вроде как бессильна…

– Интересный вопрос. По большому счету, никаких ограничений нет – падать и расти можно сколько угодно. Технически, котировки находятся в границах восходящего коридора, правда, у верхней его границы. Возможна небольшая приостановка, даже коррекция, но пока они из него не вышли, сигналов для продажи нет. Фундаментально, оснований для прекращения роста тоже нет. По коэффициенту EV/EBITDA компания все еще остается недооцененной по сравнению со средними значениями рынка, а предполагаемая дивидендная доходность – все еще высокой. Поэтому, если вдруг резко не ухудшится ситуация, а вместе с ней и настроения инвесторов, оснований для прекращения роста пока нет. Конечно, сильно подорожавшие бумаги трудно продолжать покупать чисто психологически, но и продавать тоже пока нет никаких оснований.

– Вместе с тем котировки «ЮТэйр» очень стабильны долгое время. Не удивляет?

– Здесь надо сразу сказать о том, что масштабы этой авиакомпании просто несопоставимы с «Аэрофлотом». Их капитализация различается в 30 с лишним раз, оборот бумаг на бирже – в 100 раз. «Аэрофлот» – одна из «фишек», а «ЮТэйр» – в лучшем случае «второй эшелон». Да, обе компании входят в пятерку ведущих авиаперевозчиков. Но «ЮТэйр» перевозит в пять раз меньше пассажиров, а ее пассажирооборот в восемь раз уступает «Аэрофлоту». Естественно, что инвесторы проявляют к бумагам этих компаний столь различный интерес. И хотя за девять месяцев 2016 года «ЮТэйр» отчитался о чистой прибыли в размере 2,11 млрд руб. по сравнению с 2,48 млрд убытка годом ранее, это мало повлияло на рост акций. У компании огромные долги, которые не так давно удалось реструктуризировать. Пассажирооборот в прошлом году вырос на 8,5%, но этого недостаточно, чтобы компенсировать двукратное снижение пассажирооборота, произошедшее между 2015 и 2014 годами.

– Все это время акции «Трансаэро» стремительно падали. С ними в будущем можно ожидать хоть какого-то просвета? Если да, то с чем это может быть связано, кроме происков спекулянтов?

– В отношении «Трансаэро» я бы не рассчитывал на благополучный исход. Компания банкрот, ее летный сертификат аннулирован, рейсы, самолеты и пассажиры поделены между ведущими авиакомпаниями. Впереди – только ликвидация юрлица. План возобновления деятельности, что предлагался в ноябре, вряд ли будет реализован, но и он не имеет отношения к акционерам «Трансаэро», а только поможет банкам-кредиторам переоформить безнадежные долги в сомнительные активы, причем недешево. На мой взгляд, любые вбросы о возможном возобновлении деятельности являются способом хоть немного разогреть рынок акций, чтобы от них избавиться с меньшими потерями. И если они у кого-то еще остались, то так и следует поступать при каждой попытке роста.

– Жизнь многое переворачивает. Еще несколько лет назад котировки «Аэрофлота» не особо впечатляли, тогда как бумаги «Трансаэро» торговались по завидным расценкам. О чем это говорит?

– Наверное, о том, что все имеет свойство изменяться. Но, если говорить серьезно, несколько лет назад, в 2011-2014 годах, акции «Трансаэро» не демонстрировали ни высокой ликвидности, ни интересной динамики. Все-таки нужно ориентироваться на лидера, если вы хотите инвестировать в отрасль. А если хотите рискнуть, поставив на «темную лошадку», то относитесь к этому именно как к рискованной инвестиции. Доля таких бумаг в портфеле не должна быть чувствительно большой. Тогда выигрыш станет приятным подарком, а проигрыш не разорит.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions