+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.01.2021 10:05:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Создание еще двух лоукостеров в РФ: посильная задача или новая утопия?

Новый виток обсуждений в транспортной отрасли вызвало заявление министра транспорта РФ Виталия Савельева о возможности создания в России создание новых компаний-лоукостеров. РЖД-Партнер саккумулировал озвученные планы Минтранса России и нынешнее состояние рынка лоукостеров.
Что такое лоукостер?
Лоукостер – это тип воздушного транспорта, который предлагает пассажирам ограниченный набор услуг. За счет различных мер экономии (единый класс для всех пассажирских мест, использование только электронных билетов, выполнение рейсов ранним утром или поздним вечером для минимизации задержек и т. д.) стоимость перелета на лоукостерах минимальная.

Насколько развита в РФ система перелетов на лоукостерах?
В России система перелетов на лоукостерах начала развиваться лишь в 2007 году. В Ростов из Москвы лоукостеры летали под флагом SkyExpress на Boeing 737. В 2009 году к SkyExpress присоединилась авиакомпания «Авианова». Из Москвы в Ростов начали летать Airbus A320. Но осенью 2011-го обе компании прекратили регулярные пассажирские перевозки.

В октябре 2013 года «Аэрофлот» зарегистрировал лоукостер «Добролет». В августе прошлого года деятельность этой компании была приостановлена из-за санкций ЕС в отношении России. Через месяц «Аэрофлот» зарегистрировал новую дочернюю компанию – ООО «Бюджетный перевозчик». Самолеты этой компании стали летать с 1 декабря 2014 года под брендом «Победа». На данный момент в России есть только один лоукостер.

Как сейчас работает единственный лоукостер в стране?
В 2018 году «Победа» стала мировым лидером по росту пассажиропотока. В этом же году производитель самолетов Boeing отметил, что «Победа» устанавливает новые стандарты мировой авиационной индустрии. А в конце прошлого года компания вошла в топ-5 самых быстрорастущих авиакомпаний мира.

Как сообщил В. Савельев, в прошлом году она привезла 1,4 млрд руб. чистой прибыли и перевезла 9 млн пассажиров. «Если бы они не приостановили перевозки на фоне пандемии на 2 месяца, она бы повторила рекорд прошлого года в 10 млн пассажиров. За 6 лет работы «Победа» в общей сложности принесла около 16,5 млрд руб. чистой прибыли», – сказал он.

Но несмотря на всю динамику развития «Победа» периодически попадает в центр внимания СМИ не всегда по позитивным причинам. Так, к примеру, летом Росавиация отказала лоукостеру в предоставлении субсидий на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов из-за падения объемов пассажирских перевозок.  

А ранее ажиотаж вызвала публикация «Победы» на своих страницах в соцсетях поста, который отвечает на вопрос «Разрешено ли клиентам авиакомпании меняться местами в салоне самолета?». В одном из пунктов сообщалось, что пересаживаться на борту «Победы» нельзя, потому что при авариях или катастрофах опознать пассажира можно по зарегистрированному месту. После этого объяснения «Победу» захейтили, она удалила пост. 

Как давно в РФ планируется создать новые авиакомпании-лоукостеры?
Тема создания авиакомпании для полетов внутри ДФО обсуждается несколько лет. В декабре 2019 года сообщилось, что соответствующий вопрос рассматривают Минпромторг, Минтранс, Минэкономразвития, Минфин и Росавиация совместно со Сбербанком, ВТБ и госкорпорацией «Ростех». А в ноябре 2019-го сообщалось, что в России может появиться лоукостер, специализирующийся именно на дальневосточном направлении.

Спустя ровно год, в начале декабря 2020-го, тогда еще гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на заседании профильного комитета Госдумы заявил, что количество лоукостеров в России должно стать больше. «Таких лоукостеров, как авиакомпания «Победа», должно быть больше в нашей стране. Сейчас мировой тренд показывает, что вся авиация развивается именно в части низкобюджетных перевозчиков», – заявил он. 

Во вторник,19 января, в СМИ появилась информация о том, что бывший первый заместитель главы Минтранса России и руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько поручил проработать вопрос по созданию лоукостеров в Сибири и на Дальнем Востоке, и 20 января авиакомпании выступят в Росавиации на совещании по этому вопросу, где обсудят возможность создания лоукостеров на базе существующих авиакомпаний или внутри группы. 

Комментируя эту встречу, В. Савельев заявил, что рынок «все-таки настроен, и сейчас сама пандемия показывает, что люди не готовы платить большие деньги». «Я не очень уверен до сих пор, что можно на базе какой-то авиакомпании сделать лоукостер: многие авиакомпании, и за рубежом, и у нас, делают гибридные модели, но не работает эта модель в полном объеме», – сказал он.

По мнению Савельева, согласно мировым трендам, наиболее быстрый рост набирает именно сектор лоукостеров, премиальный сегмент растет медленно. «Средний сегмент, в котором работают российские перевозчики, недолгий: перевозчики должны будут принять для себя решение: или уйти в премиальный сегмент, или стать лоукостером», – считает он.

Сколько новых лоукостеров может появиться в РФ?
В. Савельев заявил, что создание двух лоукостеров в РФ вполне реалистично, три лоукостера, включая «Победу», покроют имеющийся спрос на низкобюджетные перевозки.

Когда в РФ может появиться новый лоукостер?
Как отметил министр, создать новый лоукостер в центральной части России реально в 2022 году.

В каком регионе рассматривается создание лоукостеров?
Днем ранее сообщалось, что авиакомпании-лоукостеры могут базироваться в аэропортах Жуковского, Челябинска и Калининграда.

«Когда меня утверждали в Госдуме, я сказал, что в области авиации в первую очередь буду заниматься созданием лоукостеров, на мой взгляд, вполне реалистично создать два лоукостера: один в средней полосе России, второй – на Дальнем Востоке», – поделился В. Савельев.

Но, по сообщению министра, сложнее стоит вопрос с дальневосточным лоукостером, так как для лоукостера нужен большой пассажиропоток.

Насколько дорого обойдется создание новых авиакомпаний-лоукостеров?
В. Савельев заверил, что создание лоукост-авиакомпании не требует огромных затрат.
По его словам, инвестиции в создание «Победы» изначально были запланированы на уровне в $100 млн, позже сокращены до $50 млн.

«Когда мы пришли к идее создания лоукостера, мы делали бизнес-план, мы поняли, что это не какие-то страшные деньги: у нас в плане создания «Добролета» было заложено всего $100 млн, для старта нужно минимум 12–15 самолетов. В итоге мы проинвестировали всего лишь $50 млн.

Министр транспорта напомнил, что до «Победы» ни один запуск лоукостера внутри страны не увенчался успехом – они не могли конкурировать с западными лоукостерами ввиду отсутствия гармонизации российского законодательства с европейским и американским.

«Лоукостер – это самолеты, которые могут летать на расстояние 2,5 тыс. км, там более скромный сервис, но за счет этого стоимость билета ниже. Лоукост работает не за счет демпинга стоимости билетов, а за счет снижения затрат», – сказал Савельев, добавив, что модель лоукостера строится в том числе и на использовании монофлота, одноклассной компоновки, быстрого оборота самолетов.

Кто может профинансировать создание сети лоукостеров?
Одним из крупнейших инвесторов в проекте по созданию лоукостера в центральной части России может стать Сбербанк. В проект также могут быть привлечены и другие инвесторы. Более предметно этот вопрос руководители отрасли обсудят в ближайшие 3 месяца.

Кто из ближайших соседей РФ также настроен на создание сети лоукостеров?
Как сообщал еще летом министр транспорта и коммуникаций страны Алексей Авраменко, в Беларуси планируется создание лоукост-перевозчика с базой в Гродно. 

Он отметил, что ранее страна заключила соглашение с венгерским лоукостером Wizz Air о полетах из аэропорта Гродно, но планы были отложены из-за пандемии коронавируса. Как отметил министр, переговоры планируется возобновить и страна приглашает другие лоукостеры в свои аэропорты.

Беларусь также хочет создать свою вторую авиакомпанию. Это будет лоукост-перевозчик, сообщил министр. Предлагаемое название – Hrodna Airlines. Одним из самых перспективных направлений назван Израиль.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions