«Мы на сегодняшний день плановые показатели по девяти месяцам исполняем: из 227 км федеральных дорог, запланированных к вводу, уже ввели 52 км. Из 3,5 тыс. км федеральных дорог, подлежащих ремонту и капитальному ремонту в этом году, 1,3 тыс. км также уже введено в эксплуатацию», – сообщил Р. Новиков.
По его словам, на региональных дорогах – 136 млн кв. м покрытия, мы уже на сегодняшний день выполнили 108 млн кв. м вместе с субъектами РФ. Семь субъектов уже закончили программу дорожных работ этого года и работают наперед.
С учетом той дополнительной поддержки, которую Правительство оказало регионам в этом году в части выделения казначейского бюджетного кредита, в Расавтодоре рассчитывают на выполнение 181 млн кв. м, что больше, чем в прошлом году.
В 2023 году значительно вырастает интенсивность движения на наших дорогах. Это связано и с ростом автомобилизации – на 5 млн выросло количество автомобилей за последние четыре года, то есть за время реализации национального проекта. Интенсивность, количество проездов по российским дорогам выросли с 76 млн в 2019 году до 109 млн в 2022 году.
Нынешний летний сезон также оказался достаточно напряженным в части повышения интенсивности движения. На федеральных дорогах это 61% по сравнению с летом прошлого года.
Автотрафик растет
«Но в этом году мы еще заметили, что внутренний трафик в регионах увеличивается – наряду с традиционными местами, где летом обычно растёт трафик. Это Краснодарский край, это Крымский мост, который в этом году, кстати, отметил пятилетие, и 36 миллионов человек уже за пять лет проехали через мост. В этом году тенденция сохранилась. В летний период от 10 тыс. до 12 тыс. автомобилей в сутки проезжало по мосту. Вместе с тем мы практически пол-лета работаем в режиме восстановительных работ, и на сегодняшний день они подходят к завершению», – рассказал Р. Новиков.
Очень важно то, что законодательно закреплено понятие и значение опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации. Огромную работу мы провели в прошлом году вместе со всеми субъектами Российской Федерации по определению этой опорной сети. Это 136 тыс. км из 1,5 млн км дорог, которые отвечают наибольшему социальному спросу и связывают между собой важнейшие транспортные точки. 64 тыс. км – это федеральные автомобильные дороги и 72 тыс. км – региональные дороги, которые связывают между собой основные субъекты, основные точки транспортного притяжения.
Трафик растет повсеместно. Но мы предусмотрели комплекс мероприятий, которые необходимо выполнить до 2030 года, во-первых, чтобы привести в 85-процентное нормативное состояние эти дороги, и, во-вторых, обеспечить дорогой растущий трафик автомобилистов. 315 км дорог мы планируем до 2030 года запустить в реконструкцию. 156 км необходимо ликвидировать грунтовых разрывов. И основными направлениями я бы опять же назвал строительство обходов городов: обход Ачинска в Красноярском крае, обход Тулуна в Иркутской области.
«Очень важные мероприятия по устройству подъездов: к пункту пропуска Кяхта на границе с Монголией (это в Республике Бурятия), к пункту пропуска Забайкальск (это в Забайкальском крае) от Читы. Очень важные моменты по развитию восточносибирских дорог. Говорили уже и про мост через Лену, который запускается в этом бюджетном цикле, и про мост через Алдан. То есть появится мост через Лену – сразу возникнет необходимость строительства мостового перехода через Алдан. Четыре моста на автомобильной дороге «Вилюй» через одноимённую реку Вилюй», – отметил Р. Новиков.
Новые горизонты «Безопасных качественных дорог»
В отличие от комплексного плана, мероприятия национального проекта «Безопасные качественные дороги» продолжат активно финансировать и после 2024 года. Расходы в ближайшие три года предусмотрены на все шесть федеральных проектов в его составе. Объем планируемых федеральных вложений в БКД в 2024 году относительно закона о федеральном бюджете на 2023‑2025 годы вырос на 0,5%, до 606,5 млрд руб., сообщили эксперты Sherpa Group.
В 2025 году должны потратить на 1,5% больше, чем планировалось ранее, или 684,7 млрд руб. Относительно 2023 года (451,9 млрд руб.) общий объем федеральных средств, направленных на БКД в 2024 году, должен увеличиться почти на 34,2%.
Правда, в 2025 и 2026 годах ежегодные темпы роста вложений снизятся до 12,9% и 12,4% соответственно, но все равно должны будут заметно превышать уровни ожидаемой инфляции. В 2026 году планируемый объем федеральных средств, согласно законопроекту о новом бюджете, вырастет до 769,8 млрд руб., а общий объем средств, направленный из федерального бюджета, в новой трехлетке (2024‑2026 гг.), как ожидается, достигнет 2,06 трлн руб.
Между тем, внутри самого национального проекта произойдет перераспределение расходов. В 2024 году увеличение вложений коснется лишь одного федерального проекта — «Развития федеральной магистральной сети». В него планируют направить 301,5 млрд руб., или на 7,7% больше, чем хотели год назад (в денежном выражении проекту добавили 21,5 млрд руб.).
Это было вызвано трехкратным ростом (до 86,5 млрд руб.) господдержки ГК «Автодор» в рамках федпроекта на фоне снижения на 14,4% (до 215 млрд руб.) других капитальных вложений в объекты государственной собственности. Дополнительные средства для «Автодора», как следует из пояснительной записки к законопроекту, планируют направить на строительство новой автомобильной дороги на черноморском побережье от трассы М-4 «Дон» до Сочи. В 2024 году в федеральном бюджете на это хотят предусмотреть 58,6 млрд руб., а в 2025 и 2026 годах — 54,9 млрд руб. и 43,5 млрд руб. соответственно.
Что прибавилось, а что убавилось
Не стали пересматривать на 2024 год финансирование федеральных проектов «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (4,8 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (0,8 млрд руб.). Лишь немного (на 0,2%, до 7,1 млрд руб.) уменьшили на 2024 год финансирование проекта «Безопасность дорожного движения».
Наиболее заметное сокращение планируемых на следующий год расходов коснулось проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (снижение на 5,9%, до 257,2 млрд руб.) и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» (снижение на 6,3%, до 35,2 млрд руб.; он также фигурирует в сопроводительных материалах к законопроекту о новом бюджете, как федеральный проект «Развитие общественного транспорта»).
В случае с «Региональной и местной дорожной сетью» к снижению привела смена приоритетов: межбюджетные трансферты на развитие этого вида дорог в рамках БКД в 2024 году фактически сократили до нуля (с запланированных ранее 58,8 млрд руб.), но повысили трансферты на приведение в нормативное состояние уже имеющихся (на 20%, до 255,5 млрд руб.).
В 2025 году развивать региональные и местные дороги за счет межбюджетных трансфертов в составе БКД также не планируют, лишь в 2026 году на это предусмотрено 70,7 млрд руб. Вместе с тем, финансирование дорожной сети для приведения ее в нормативное состояние будет умеренно расти.
Из проекта нового бюджета следует, что несмотря на существенное повышение расходов на БКД, в 2024 году государство намерено сфокусироваться на повышении качества дорог и приведении их в нормативное состояние, то есть фактически на ремонте. На эти цели направят, по оценке экспертов, почти 77,7% средств, предусмотренных на БКД в этот год, или 470,5 млрд руб. Лишь 14,3% финансирования закладывается на новое строительство и реконструкцию и в основном оно коснется лишь федеральных трасс.
В 2025‑2026 гг. доля ремонтов должна снизиться до 67%, а нового строительства — вырасти до 29,5%. Это совпадает с ожиданием замедления запуска новых проектов в автодорожной сфере в ближайшие два года и, вероятно, дальнейшим «бумом» их реализации, для которого могут понадобиться не только средства государства, но и инструменты проектного финансирования.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions