+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2020 12:03:47
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

В 2021 году продажи грузовых автомобилей в России могут вырасти на 3–6%

Сегмент грузовых автомобилей традиционно более чувствителен к макроэкономическим изменениям по сравнению с легковыми. Директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи рассказала, что какое влияние оказали глобальные изменения на рынке на отрасль грузового автомобилестроения, и дала свой прогноз развития ситуации в следующем году.
В 2021 году продажи грузовых автомобилей в России могут вырасти на 3–6%
– Татьяна Вячеславовна, как повлиял коронавирусный кризис на отрасль? Какие можно выделить драйверы восстановления рынка?

 – За 9 месяцев 2020 года рынок новых грузовых автомобилей сократился не так сильно, как рынок легковых и легких коммерческих автомобилей. Сокращение продаж на рынке грузовых автомобилей составило 7,3%, на рынке легковых – 9,6%, на рынке легких коммерческих – 9,1%.

Следует отметить, что на всех трех рынках падение оказалось не таким существенным, как ожидалось в апреле – мае.

Рынок грузовых автомобилей чувствовал себя лучше, так как еще в период самоизоляции было возобновлено производство, разрешены поставки грузовых автомобилей по контрактам, заключенным до самоизоляции, и по контрактам, обеспечивающим работу жизненно важных отраслей.

Рынок поддержали и меры государственной поддержки: программы «Российский тягач», «Свое дело», «Льготный лизинг специализированной техники», программа по стимулированию спроса на газомоторную технику, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также опережающие закупки автомобильной техники федеральными органами исполнительной власти и госкомпаниями. Кроме того, на рынок оказывают влияние государственные инициативы, напрямую не связанные с автомобильным рынком, например, «мусорная» реформа привела к росту спроса на мусоровозы. Заметное влияние оказывает реализация крупных инфраструктурных проектов.

Определенный эффект дало снижение курса рубля, которое неизбежно приводит к существенному росту цен на российскую и иностранную технику. По этой причине ряд компаний, которые планировали в конце текущего – начале следующего года закупить грузовые автомобили, сделали это значительно раньше.

В целом на рынок грузовой техники кроме основных макроэкономических показателей, таких как ВВП, цены на нефть и курс рубля, оказывают влияние и состояние потребляющих грузовую технику отраслей: грузоперевозки, оборот розничной и оптовой торговли, производство, добыча полезных ископаемых и др.

 – Какими темпами продвигается импортозамещение и локализация в сегменте грузового автомобилестроения?

 – Импортозамещение на рынке грузовых автомобилей развивается достаточно успешно. Если в 2013 году доля техники российского производства на рынке новых грузовых автомобилей составляла 70,5%, то по итогам 9 месяцев 2020-го она достигла 80,3%. В России производятся не только российские бренды, но и Volvo, Mercedes-Benz, Isuzu, Iveco, Scania и др.

Если говорить об иностранных автопроизводителях, то наибольших результатов в локализации достигли Volvo и Mercedes-Benz. У Volvo в Калуге в ноябре 2014 года начал работу завод кабин. В мае 2019 года в Набережных Челнах состоялось открытие нового завода по производству каркасов кабин для грузовиков КамАЗ и Mercedes-Benz.

Тем не менее дальнейшая локализация очень важна для автопроизводителей. Ведь импортные комплектующие, сырье, материалы используют и российские автопроизводители. Так, после введения санкций против группы ГАЗ производитель испытывал трудности с иностранными поставщиками.

Высокая доля импортной составляющей приводит и к существенному росту цен на грузовые автомобили при снижении курса рубля. К тому же в условиях остановки производств за рубежом, как это было из-за пандемии COVID-19, прерывается цепочка поставок, существует риск остановки производства техники в России.

 – Кто является лидерами российского рынка грузовых автомобилей?

 – Традиционно в течение многих лет лидером российского рынка новых грузовых автомобилей является КАМАЗ, второе место занимает российский бренд ГАЗ. Из иностранных брендов лидерами за 9 месяцев является VOLVO, с небольшим отрывом за ней идет бренд Scania.

 – Какие факторы в данный момент влияют на популярность отечественных грузовых автомобилей?

 – Высокий спрос на автомобили российских брендов объясняется доступной ценой автомобиля, более низкой стоимостью владения, широким модельным рядом, предлагаемым российскими производителями КамАЗ, ГАЗ, «Урал». Российские автозаводы выпускают и наиболее популярные типы грузовых автомобилей – самосвалы, тягачи, фургоны. КамАЗ запустил в конце 2013 года производство магистрального тягача 5490 с обновленной кабиной и двигателем Daimler, коробкой ZF и т. д. Модель стала самой продаваемой в сегменте тягачей.

Выпускают российские автозаводы и широкую гамму специальной грузовой техники. У них широкая дилерская и сервисная сеть, а значит, проще купить и обслуживать грузовик. Благодаря высокому уровню локализации грузовики российских марок участвуют во всех программах поддержки.

 – Какая динамика отмечается в контексте спроса/предложения в секторе отечественного грузового автомобилестроения?

 – По итогам текущего года сокращение рынка грузовых автомобилей может составить порядка 7%. Если в 2021 году не произойдет существенных изменений, таких как резкое снижение цен на нефть, дальнейшее падение курса рубля, уменьшение показателей в отраслях, потребляющих грузовую технику, то ожидается рост продаж грузовых автомобилей в пределах 3–6%.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions