+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.05.2023 16:58:27
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Возможен ли в России дефицит бензина?

Российское правительство рассматривает возможность снижения экспорта бензина, чтобы предотвратить дефицит топлива на внутреннем рынке и рост цен. Решение возникло после сокращения субсидий для нефтеперерабатывающих заводов.
Причины и следствия

Экспорт стал более выгоден для производителей бензина из-за изменений демпферного механизма, который действует в России с 2019 года: государство выплачивает нефтепереработчикам разницу между внутренними и экспортными ценами на бензин, если последние выше. В ином случае деньги в бюджет уплачивают производители. Это стимулирует продавцов сбывать топливо в России, а не везти за рубеж.

В 2023 году демпферные выплаты стали сокращаться и уменьшились. Причина в том, что выплаты зависят от цен на нефть и в апреле их начали рассчитывать по-другому. В Минфине недовольны тем, что нефтепереработчики получают большую маржу только за счет господдержки и планируют с июля сократить ее еще в два раза.

На этом фоне биржевые цены на бензин стали расти. Стоимость Аи-95 превысила 60 тыс. рублей за тонну, а Аи-92 — 53 тыс. рублей за тонну. Это рекордные показатели с февраля 2022 года.

Сокращение выплат по демпферу может стать причиной увеличенного экспорта бензина в качестве компенсации своих потерь. Как следствие, в России объем продаваемого топлива может в разы уменьшиться, что грозит дефицитом.

Быть или не быть бензину?

Однако именно по поводу последнего мнения экспертов разошлись.

«Дефицита бензина нет, его достаточно. Существует лишь структурный дефицит на бирже: пропорции потребления тяготеют к большей доле премиума, а на бирже продается треть 95 и две трети 92. Это один из основных факторов роста цены, наложившийся на рост сезонного спроса», – считает заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

По его словам, увеличение объемов на торгах приведет к росту предложения на бирже и снижению цен. А обсуждение ограничений по экспорту бензина – предостережение регуляторов в адрес нефтяников.

«С учетом задачи прошлого года по налаживанию поставок на восток многие потребители просто не поймут, почему топливо пропадет, и поменяют поставщиков. А при наличии долгосрочных контрактов на поставку моторного топлива запрет экспорта может грозить штрафными санкциями для наших нефтяников», – добавляет Дмитрий Гусев.

Эксперт топливного рынка, заместитель директора топливной компании ГЭЙНФУЛ Анастасия Бунина, напротив, отмечает, что предположение о возможном дефиците бензина не ошибочно, поскольку из-за увеличенного экспорта на отечественном рынке топливо остается в меньшем объеме (главными покупателями российского бензина стали Нигерия, ОАЭ, Мальта, Ливия и Греция).

«На оптовых нефтебазах бензина практически нет. Ограничение экспорта и увеличение объемов обязательной продажи бензина на товарной бирже позволит насытить внутренний рынок России и повлияет на снижение закупочных цен на бензин. Недостаток субсидий будет перекрываться внутренними резервами, реализацией на внутреннем рынке. Тем не менее, эти шаги вряд ли снизят цену для розничного клиента, таких тенденций не наблюдается», – говорит Анастасия Бунина.

Вопрос о запрете экспорта бензина сейчас не стоит, обсуждаются лишь возможности ограничения вывоза за рубеж топлива, для производства которого были выплачены средства из бюджета в рамках демпфирующего механизма, подчеркивает заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России Игбал Гулиев.

«На мой взгляд, предположение о возможном устойчивом дефиците бензина на российском рынке ошибочно. По данным Минэнерго, в целом на внутренний рынок в течение первых двух декад мая 2023 года было отгружено на 6,5% автомобильного бензина больше, чем за аналогичный период 2022 года. Необходимо также принимать во внимание санкционные ограничения, которые также будут способствовать снижению объемов экспорта нефтепродуктов. В целом, я считаю, что ситуация по бензину носит временный характер до балансировки рынка к давлению внешних факторов», – говорит Игбал Гулиев.

Однако эксперты отмечают, что, хотя биржевые цены граждан напрямую не касаются, ожидать увеличение стоимости розничного топлива все же следует: нефтепереработчики будут стремиться покрыть свои потери, расходы владельцев заправок увеличатся из-за роста оптовых цен. Хорошая новость для потребителей в том, что неограниченно поднять цены на АЗС не получится – они не должны превышать уровень инфляции.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions