Впрочем, удивляться нечему: россияне, похоже, приняли правила самоизоляции и не стремятся совершать какие-либо поездки – даже обладателей личных автомобилей на дорогах Москвы наблюдается на 62% меньше, чем утром 9 апреля 2019 года.
О существенном снижении спроса на услуги такси заявляют и опрошенные РЖД-Партнером компании. Так, представитель пресс-службы группы компаний «Везет» Юлия Варламова уточнила, что спрос на поездки упал по всей стране примерно на 50%. Количество перевозчиков тоже снижается, но одновременно с этим наблюдается прирост водителей, чьи аккаунты были не активны некоторое время. Вполне вероятно, что такая тенденция может быть связана с сокращением доходов населения в период нерабочих дней. Но и попытка заработать в такси может быть обречена на провал: доход столичных водителей такси из-за распространения коронавирусной инфекции упал на 30–50%. Такие данные привели в Московском профсоюзе таксистов.
В пресс-службе «Яндекс.Такси» подтвердили, что в компании фиксируют сокращение спроса на такси, потому что поездки в аэропорты и на вокзалы, в торговые и бизнес-центры, в развлекательные зоны и в образовательные учреждения либо практически прекратились, либо резко сокращаются. «Так происходит не только в России, но и во всем мире: люди находятся дома и стараются сократить свои передвижения по городу», – напоминают представители агрегатора.
Генеральный директор ООО «Транс-Миссия» (эмитент «ТаксовичкоФ») Максим Федоров также рассказал, что с 28 марта аналитической службой компании отмечается снижение заказов на поездки такси в нерабочие дни. «Одновременно с этим в 3 раза увеличился спрос на курьерские услуги и продолжает расти. Данная опция в нашем такси ранее существовала, но не была так востребована, как сегодня», – добавил он.
О повышенном интересе к услугам доставки сообщили и в «Яндекс.Такси»: «Мы отмечаем рост спроса на услуги доставки посылок на базе сервисов такси и со стороны частных пользователей, и от организаций – от аптек до продуктовых магазинов». На волне популярности данных услуг компания планирует инвестировать в развитие и маркетинг направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей. «Кроме этого, мы готовимся к росту заказов такси для врачей, социальных работников и других специалистов, которые сейчас перемещаются по городам, помогая другим людям», – добавили в пресс-службе.
В связи с этой тенденцией компании выводят на рынок новые продукты, связанные с доставкой. Так, в условиях нерабочих дней, «ТаксовичкоФ» ввел сервис «водитель-помощник», теперь клиенты могут поручить водителю такси покупку продуктов в магазине или лекарств в аптеке. В настоящее время в компании оперативно готовится к выходу новый продукт «КурьерчикоФ», который поможет бизнесу разгрузить доставку.
Существенной реорганизации рабочего процесса компании не отмечают. «Наш сервис работает – перевозчики, в том числе таксопарки и индивидуальные предприниматели, могут сами определять рабочие и нерабочие дни по своему усмотрению (так было всегда). С этой точки зрения ничего не изменилось», – заверили в «Яндекс.Такси».
Часть компаний еще до введения режима нерабочих дней подготовились к переходу всего офиса на удаленный режим работы. «Офис оперативно, с понедельника, 30 марта, перестроился на работу удаленно. Все коммуникации и ежедневные совещания проходят через корпоративный портал, мессенджеры и конф-коллы. Рабочий процесс хорошо налажен и продолжает идти по сегодняшний день», – рассказал М. Федоров. Главная стратегия для рынка такси сегодня – сохранение пассажиропотока, в том числе за счет обеспечения безопасности поездок. Как утверждают представители агрегаторов и операторов, компании принимают необходимые меры предосторожности в условиях эпидемиологической ситуации в России. К примеру, в автопарках-партнеров компании «ТаксовичкоФ» автомобили ежедневно обрабатываются антисептическим средством – водителям выдаются специальные растворы для обработки машин в течение смены. Перед каждой сменой водителю измеряют температуру. Каждому водителю предписаны рекомендации в течение рабочей смены пользоваться дополнительными антибактериальными средствами, особенно после расчета за наличные средства, дезинфицировать руки, обрабатывать поверхности салона и ручки машины. По окончании рабочей смены после высадки клиента проводится влажная уборка салона: обрабатывается потолок автомобиля, окна, двери, сиденья, пряжки ремней безопасности и индивидуальные подголовники пассажирских сидений. Обязательным является проветривание автомобиля перед каждым заказом и после дезинфекционной обработки.
Однако подобные меры возможны, только если водитель работает на машине, принадлежащей таксопарку. В основном же сегодня таксисты выезжают на работу на собственных автомобилях, а значит, проверка соблюдения водителями перечисленных рекомендаций не производится.
Так, в «Яндекс.Такси» отметили, что команда сервиса только проинформировала водителей и перевозчиков о том, какие меры предосторожности следует предпринимать. Кроме этого, самодиагностика на пунктах телемедицинского контроля стала бесплатной, но не обязательной. Компания помогает партнерам-перевозчикам с организацией дезинфекции автомобилей, но эти меры также закрывают только собственный парк перевозчика.
В ГК «Везет» также информировали перевозчиков о необходимости проводить профилактические гигиенические меры и собрали чек-лист, как обезопасить себя и пассажира, о дезинфекции поверхностей автомобиля и проветривании машины между заказами.
Кроме того, сервис договорился о скидке на медицинские препараты для водителей, подключенных к сервису, и планирует обеспечить средствами индивидуальной защиты хотя бы часть работников. «Мы успели закупить партию масок до дефицита, и в части городов раздаем их перевозчикам. В некоторых городах будем обеспечивать водителей тканевыми повязками, изготовленными на заказ», – рассказывает Ю. Варламова. Тем временем председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин направил мэру столицы Сергею Собянину письмо с просьбой организовать в городе пункты бесплатной раздачи медицинских масок. По его словам, такие меры смогут помочь водителям экономить ежедневно 200–300 руб., или около 10% дневного заработка.
Автор: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.