• Ставка на полувагон
    1455
    8.7 %
    руб./сут.
    октябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 70.13 -0.73 EUR ЦБ РФ 81.74 -0.76
    BTC 62375.05 usd BTC 4341303.48 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.08.2021 13:01:14
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Переход концернов на производство электрокаров: ждет ли рынок электрическая революция?

Электромобиль в России давно не новинка. Железнодорожный инженер Ипполит Романов еще в 1899 году в Петербурге продемонстрировал созданные им и электромобиль и электробус. Конечно, главной проблемой был вес аккумуляторов. Используя более легкие пластины и экспериментируя с их расположением, он довел их вес до 30% от общего – отличный по своим временам результат, сокративший это соотношение более чем в 2 раза. Вес электромобиля составлял 720 кг при весе аккумуляторов 352 кг. Одна зарядка обеспечивала пробег до 65 км. Но русское детище Ипполита Романова не нашло продолжения. Победил в историческом споре двигатель внутреннего сгорания. Прогресс пошел по механическому, а не по электрическому пути (применительно к автомобилю). Время электромобиля, видимо, наступает лишь сегодня.
Переход концернов на производство электрокаров: ждет ли рынок электрическая революция?
У Европы есть 10 лет для отказа от машин с ДВС

Мир планирует переход на электрокары. И об этом говорят заголовки и анонсы средств массовой информации. Но экологи еще не определились. С одной стороны, электромобили загрязняют экологию при производстве (1 раз), с другой – ДВС загрязняют атмосферу выхлопами постоянно на протяжении всего срока службы.

Тем не менее читаем заголовки новостей от автопроизводителей:

 – Mercedes-Benz («Мерседес-Бенц») планирует полностью перейти на выпуск электромобилей с 2025 года;
 – Volkswagen планирует завершить производство автомобилей с ДВС уже в 2030 году;
– Концерн Jaguar Land Rover в феврале 2021 года пообещал полностью перейти на производство электрокаров к 2025-му;
– Ford объявил в феврале 2021 года о том, что к 2030-му намерен продавать в Европе только электромобили; 
 – Renault и Nissan заявили что полностью переходят на зеленые технологии в 2026 году; 
 – Porsche планирует, что половина всех выпущенных автомобилей будет с электродвигателем к 2025 году;
 – Toyota планирует прекратить выпуск автомобилей на бензине и дизеле в 2025 году;
 – Peugeot тоже планирует прекратить выпуск дизельных и бензиновых авто – только plugin-гибриды и полностью электрические авто;
 – Ford инвестирует $11,5 млрд в электрификацию модельного ряда вплоть до признанных хитов вроде F-150 или Transit;
 – представители BMW заявляют, что уже в этом году 1/4 модельного ряда будет электрифицирована, а к 2030-му этот показатель вырастет до 50%;
 – также в 2030 году закончится эпоха бензиновых Bentley, хотя первый люксовый электрокар появится только в 2025 году;

Натиск зарубежных компаний на российский рынок для них естественен. Давление на традиционную автоиндустрию растет и благодаря законодателям. Все больше стран устанавливают ограничения на продажу автомобилей с ДВС – обычно речь идет о сроках в районе 2040–2050 гг. Но, например, Ирландия собирается полностью запретить бензиновые двигатели на новых авто с 2030 года. А в Норвегии электрокары уже заняли 75% рынка в 2020-м.

По новым правилам ЕС, в следующем году средняя эмиссия СО2 выпускаемой автокомпанией продукции должна равняться эквиваленту 92,3 км на галлон (3,7 л) топлива. Этот показатель будет постепенно расти, пока не дойдет до 148 км на галлон. Эта мера стимулирует производителей немедленно начать электрификацию. По расчетам экологов, у Европы есть лишь 10 лет, чтобы отказаться от ДВС, если конечно, континент намерен соблюсти цели Парижского климатического соглашения.
Тем более что бензиновые двигатели приблизились к пределу эффективности. Любопытно, что на этом фоне крупнейший в мире автопроизводитель Toyota пытается активно воспрепятствовать массовому переходу на электрический транспорт в других странах. Представители Toyota утверждают, что выбросы, образующиеся в результате генерации электроэнергии, наоборот, опаснее традиционных выхлопных газов, а также требуют включить в список поддержки гибридные и водородные автомобили. Стоит отметить, что для генерации электричества необязательно сжигать углеводороды, ведь есть же АЭС, ГЭС, солнечная и ветроэнергетика. Хотя Toyota заявляет что к 2025 году планирует представить 15 новых моделей электрокаров.

В Европе продажи новых электромобилей уже перешагнули за цифру в 1,4 млн ед. за 2020 год. В Китае продажи электромобилей исчисляются 1,3 млн ед. новых электромобилей в год. При этом глобально рынок автомобилей просел на 14%, и только рынок электромобилей вырос на 43%. 2020 год стал явно переломным для производителей автомобилей – темпы роста ускорились. Но наибольшее распространение электромобилей прослеживается в скандинавских странах. Эксперты международных аналитических агентств прогнозируют что к 2030 году продажи электромобилей в мире будут составлять половину рынка всех автомобилей.

Взрывного спроса в России не будет

По подсчетам аналитического агентства «Автостат», в России за 2020 год было продано всего 687 новых электромобилей. Если сравнить с 2019-м, в котором было продано только 353 электрических авто, рынок показал рост на 95% в относительном выражении, но в абсолютном значении не идет ни в какое сравнение со странами Европейского союза, США и Китаем. На 1 июля 2020 года в России насчитывалось всего 7925 легковых электро автомобилей. Это всего 0,02% российского рынка.

По расчетам ПАО «Россети», при условии что электрокары займут 3–4% российского автопарка, годовое потребление электроэнергии может вырасти на 8–9 млрд кВт*ч. Но зарядных станций в регионах крайне мало. Потенциальные их строители резонно спрашивали: «Зачем нам ставить зарядные станции, если будет некого заряжать? Пока нам проще торговать с Европой: там есть развитая зарядная инфраструктура, существенные стимулирующие меры поддержки для владельцев электрокаров».
Неразвитость электротранспорта объясняется и объективными факторами, на которые ориентируется потребитель. Прежде всего – стоимостью электрокаров по сравнению с обычным авто с ДВС. Китайский автомобиль JAC, самый доступный, стоит от 2,5 млн руб. На данный момент автомобили, работающие на нефтяном топливе, пока перспективнее, чем электрокары.

Еще один фактор – неразвитость зарядной инфраструктуры. Сегодня в стране действуют всего 250 электрозарядных станций (ЭЗС), а в Европе они измеряются сотнями тысяч! Правда, в «Росетях» уже заявили о том, что к 2024 году, в рамках программы «30/30», в 30 крупных городах страны и на 30 наиболее используемых автомагистралях планируется установить 1000 ЭЗС. Больше всего зарядок в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, которые и идут в топ-3 самых популярных регионов где покупают электрические автомобили. Так что тут взаимосвязано: нет электромобилей – нет зарядок, нет зарядок – нет электромобилей. Для развития электрического сегмента требуется развитие зарядной сети «на вырост». И все же сегодня электромобилями интересуется малый бизнес. В процессе эксплуатации такие машины окупаются на 65–70% быстрее, чем машины с бензиновым двигателем. Однако большинство потребителей пока не готово для «долгосрочных инвестиций», несмотря на то, что в России существует региональные привилегии для владельцев электрокаров, например, бесплатные парковки (Москва и Санкт-Петербург), отмена транспортного налога (Москва, Московская область, Ульяновск, Калининград).

Вместе с тем взрывного спроса на электрокары, как, например, в Европе, эксперты не ждут и в прогнозах осторожны. Что касается рынка б/у электромобилей, то суммарно за 2020 год мы ожидают роста в 50% – то есть примерно до 5 тыс. Связано это с тем, что подержанные электрические авто наиболее доступны для населения. Специалисты сходятся во мнении, что в приоритете останется локализованный транспорт, то есть привязанный к одному маршруту в рамках определенной территории. Расстояния между крупными городами-миллионниками составляют более 500 км, и большинству электрокаров пока недоступны такие расстояния на одной зарядке.
Если регион богатый (Москва и Московская область), то там есть возможности для поддержки и развития общественного электротранспорта; в столице на данный момент работает 490 электробусов. Правительство Московской области заявило, что они в будущем планируют закупать только «электрички».

Сделано у нас

Рынок электрокаров в России исключительно импортный. Однако попытки произвести в стране собственный электрокар уже были. Например, АвтоВАЗ выпускал электрическую модель Ellada на базе универсала Lada Kalina, но в связи с низкой рентабельностью проект был закрыт.

В Республике Адыгея местной компанией было получено право на массовый выпуск электромобилей. На базе завода «Ардерия» был собран электрический микроавтомобиль «Ардерия ТС2» – первая в России машина в классе микроэлектроавтомобилей, которая прошла все испытания в соответствии с техническим регламентом, официально зарегистрирована в ГИБДД и получила номера. Сейчас в работе сборка опытной партии. Как сообщил создатель автомобиля – руководитель регионального отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Алексей Торопов, «автомобили пройдут тестирование в Адыгее и будут предназначены для патрульно-постовой службы».

А пока россияне покупают совсем не народные и городские модели. Лидерами рынка стали люксовые Porsche Taycan и Audi e-tron, на которые пришлось 60% всех продаж. Большинство владельцев электрокаров живут в Москве: там зарегистрировали почти 40% новых зеленых машин, или 58 ед. Интересно, что в соседней Белоруссии за первые шесть месяцев 2021-го было продано 2112 электрокаров – больше, чем за весь прошлый год.

Скидка на экологию

В Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом России обсудили предложения по механизмам стимулирования спроса в рамках концепции развития электротранспорта в России. Министр экономического развития России Максим Решетников совместно с заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым договорились об условиях получения скидки на электромобили. Максимальный размер скидки для покупателей – 25% (то есть 625 тыс. руб. от индикативной стоимости автомобиля в 2,5 млн руб.).

Скидка будет предоставляться на электромобили, локализованные в России. Например, до конца 2023 года скидка будет распространяться на покупку электромобилей крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи. При покупке электромобиля в период с 2024 по 2025 год скидка будет распространяться на электромобили мелкоузловой сборки (сварка, окраска кузова) или на электромобили с отечественной батареей. При покупке электромобиля с 2026 по 2030 год скидка распространяется на электромобили при условии мелкоузловой сборки с обязательным наличием отечественной аккумуляторной батареи. К 2024 году планируется ввести в эксплуатацию примерно 2,9 тыс. «быстрых» зарядных станций, а до 2030 года их число вырастет до 27 тыс.

По оценкам рабочей группы, реализация концепции приведет к созданию к 2030 году не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, привлечению порядка 600 млрд руб. частных инвестиций, а также дополнительному поступлению в бюджет более 200 млрд руб.

31 июля 2021 года первый вице-премьер Белоусов заявил, что России необходимо успеть развить отрасль электромобилей за 2–3 года, иначе она будет потеряна для экономики РФ – ее попросту займут зарубежные конкуренты.

Какие действия необходимо предпринять для развития электротранспорта:

  • Быстрыми темпами создать зарядную инфраструктуру в городах-миллионниках и вдоль трасс между ними.
  • Снять ограничения и упростить получение документов на переделку автомобилей в электромобили. Во-первых, дешевле переделать авто в электрическое, чем покупать новое (есть уже готовое шасси). Второе – это поднимет уровень качества и количества профессионалов в этой отрасли. В-третьих, начнутся эксперименты и инвестиции в этой сфере. Копирование зарубежных аналогов ставит сейчас нас в позицию догоняющих.
  • Сместить акценты в государственной инвестиционной политике с софта на железо. Пока 90% всех инвестиций идут в некапиталоемкие проекты по написанию программ, сбору цифровых данных, цифровых двойников и пр. Но все равно необходимо будет на чем-то ездить в нашем физическом мире – нужны шасси, электродвигатели, контроллеры, аккумуляторы, периферия. Большинство физических открытий было сделано случайно, методом экспериментов. Законы физики были открыты кем-то экспериментально, и они существовали и до них. Открытия невозможно совершить работая в софте, где зашиты формулы и эффекты, которые мы уже знаем, а есть те, которые еще предстоит открыть.
  • Создавать производственные консорциумы, кластеры либо ЦКП – центры коллективного пользования, но не с заранее определенными компаниями, а дать возможность небольшим компаниям доступ к ресурсам, инструментам.

Электродвигатель – по сравнению с ДВС решение более высокого порядка, более идеальное решение, имеет меньше негативных эффектов, нет лишних обслуживающих систем: выхлопной, охлаждения, смазки, зажигания и пр Так что будущее однозначно за электродвигателями, и текущие батареи – это только промежуточный этап к источникам энергии с более идеальным, компактными характеристикам. Как говорил наш выдающийся химик Дмитрий Иванович Менделеев, «сжигать нефть – все равно что топить печку ассигнациями». Нефть нам еще пригодится для производства синтетических материалов, одежды, устройств и т. п. К тому же большую часть легкоизвлекаемой нефти уже извлекли, а большинство стран ее вообще не имеют.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions