+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.03.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Ударим телефоном по бездорожью

Гаджет – удивительное изобретение. Потыкал в стекло и зафиксировал в памяти устройства все, что увидел. Увы, способ фиксации событий новый. А картина жизни имеет свойство повторяться.
«… Поначалу дорога из Петербурга казалась гладкой и ровной, но позже путники убедились в обратном: по улицам, размытым от дождей, ехать было совершенно невозможно». Как вы думаете, когда это было написано? В 1789 году. В известной книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор, душа которого страданиями человечества уязвлена стала, пожелал излить свои мысли на бумагу. Потому что он от всего сердца желал помощь несчастным, но не имел на это полномочий. Вот в чем ключевая трагедия.

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» – таков эпиграф к книге. И в том числе относится данная характеристика к российскому дорожному хозяйству. Точнее, к бездорожью. Потому что эксперты Народного фронта подвели полугодовые итоги работы мобильного приложения «Убитые дороги», запущенного в августе 2018-го, и ужаснулись.

Гаджеты неравнодушных граждан зафиксировали более 2 тыс. изъянов на проезжей части, которые складываются в огромную карту убитых дорог. Более половины из них – ямы, а еще четверть с хвостиком – участки с ненормативным состоянием верхнего строения дорог, включая колеи, трещины и выбоины.

Самое неприятное, что большинство дефектов на сети автомагистралей возникает из-за того, как организован ремонт. Те, кто знаком с этой сферой деятельности, рассказывали суть проблемы. Все начинается с механизма освоения денег. Ям много, а средств в регионах негусто.

Поэтому самый популярный вид ремонтов – ямочный. Он не требует особой квалификации. А главное, можно обойтись лопатой и незатейливыми средствами механизации. Закидал яму и закатал.

По телевизору нередко можно видеть, как асфальтирование ведется и в слякоть. А ведь хорошо известно, что в воду битумную смесь класть категорически запрещено. Поверхность должны обязательно просушить. Не просто поводить туда-сюда газовой горелкой, а основательно прогреть. Для этого есть специальные устройства. Вот только их использование не только существенно удлиняет работы, но и удорожает их. Ведь сгорает топливо.

Ускорить сушку можно, если применить, скажем, двигатель от списанного самолета. Но такую роскошь себе могут позволить только крупные дорожно-строительные организации. Вот только они крайне скептически относятся к ямочному ремонту вообще: такой вид заделки ям и неровностей в лучшем случае выдержит год. Ведь портится не дорожная одежда, а разламывается и вымывается основание под ней.

Во многих странах, кстати, такой проблемы нет. Скажем, в соседней Финляндии автострады строят, по сути, на скалах: взрывают горные породы, пробивая трассу среди возвышенностей, а осколками засыпают низменности. Строить влетает в копеечку. А вот уход за такой дорогой минимальный.

В России грунты по большей части слабые. Их требуется укреплять. Однако это делается не всегда. Заказчик стремится уложиться в смету и старается на всем экономить при строительстве. Сколько потом будут тратить на ремонт, думают не всегда.

Основная проблема: за жизненный цикл автодорог строители, как правило, не отвечают. Разве только за некоторые федеральные объекты и магистрали, возводимые в рамках концессий. В общем, если деньги начинают считать не в рамках бюджета на год, а на гораздо более продолжительный период.

Правда, для этого надо менять технологии планирования, развития и содержания дорожной сети. Только в регионах до этого обычно руки не доходят. Или желания особого нет. Тут действует своя логика: подряды хочется отдать своим, местным подрядчикам. А у них обычно техническая база хромает. Оснащения достаточно в основном для ямочного ремонта.

Если правильно проводить тендеры на капитальный ремонт, то их будут чаще всего выигрывать московские и петербургские дорожно-строительные организации, экипированные машинами по высшему классу, часть из которых вообще в России не выпускают.

Есть и другие нюансы, которые мешают внедрению эффективных технологий ремонта. Например, в Германии многое основано на системе, в которой ключевым звеном является институт инженеров. Если говорить кратко, то ответственность за качество выполняемых работ разделена между подрядчиками и лично инженерами, которые у них работают. Инженер дорожит своей репутацией и не позволит своим подчиненным халтурить.

На эту тему можно рассуждать долго. Поэтому, пожалуй, пора закругляться, чтобы дотянуться до кофемашины и привести ее в действие. Ну а прежде чем насладиться чашкой свежесваренного и ароматного напитка, позволю себе выразить одну мысль: в условиях России за дорожными строителями требуется наладить многосторонний контроль.

Вот благодаря активности пользователей мобильного приложения ОНФ удалось исправить около 350 различных дорожных проблем. А сейчас планируется интегрировать этот сервис с системой контроля за средствами дорожных фондов, разработанной Минтрансом России. И это правильно. Хорошо бы только, чтобы еще и руководители подрядных организаций отвечали за подмеченные гражданами наиболее вопиющие огрехи на дорогах рублем. Тогда и другую проблему России, глядишь, тоже удастся решить. Если выглядеть дураком руководителю или чиновнику будет накладно для его же собственного кармана. Тогда и управа на чудище обло и лаяй у нас найдется. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions