В марте 2023 года базовая ставка аренды полувагона стабилизировалась на уровне предыдущего месяца (2300 руб./сут.). Ранее предполагалось, что ее рост продолжится на фоне ожиданий весенней прибавки в динамике погрузки на сети. Однако в марте на ряде направлений структура отправок изменилась. И не в пользу грузов в полувагонах. Это внесло некоторую сумятицу в настроения, что отразилось на сохранении высокой степени волатильности коридора ставок. С одной стороны, сеть стали освобождать от брошенных поездов, что несколько улучшило доходность полувагонов. Вместе с тем подвижной состав стал больше простаивать на путях необщего пользования. И операторы были вынуждены чаще взыскивать штрафы за передержки полувагонов под грузовыми операциями.
«РЖД-Партнер» представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. Подробности в нашем ежемесячном аналитическом обзоре «Затишье на фоне облачного неба»
Закрытие европейского рынка для российских компаний и уход из России международных морских линий изменили транспортно-логистические цепочки. Грузопотоки развернулись на восток, и экспорт устремился в азиатские страны. Инфраструктура Дальнего Востока оказалась забитой поездами с грузами, а сами восточные территории начали активную экономическую интеграцию со странами АТР. «По моему мнению, необходимо создавать опорный каркас с тремя широтными скоростными магистралями: Транссиб, Севсиб и Трансарктика. Так, например, Транссибирская магистраль нуждается в реконструкции и расшивке узких мест. Недавно в Омской области построили дорогу в объезд Северного Казахстана. Байкало-Амурская магистраль по сути является северной веткой Транссиба. Считаю, что ее завершение должно быть на Сахалине. Остров Сахалин должен быть соединен с Большой землей круглогодичной железнодорожной связью», – говорит государственный советник Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
О том, в каком направлении развиваться железнодорожной инфраструктуре Дальнего Востока и Арктики и какое значение приобретают в новых условиях международные транспортные коридоры, – в эксклюзивном интервью «Общенациональные транспортные магистрали – каркас, связывающий всю страну».
Настороженно к документам из системы ЭТРАН или другим справкам из информационных систем суды относились лет десять назад. Сегодня к продуктам цифровизации – полное доверие.
Суды признают и условия электронных торгов и согласны, что документ из ЭТРАН не нуждается в подтверждении из бухгалтерии, заверенном печатью.
Фемида в 2023 году согласилась на переход транспортной отрасли в цифру. «Доверие к цифровым решениям настолько велико, что, например, операторы, предъявляя иски о взыскании неустойки за сверхнормативный простой вагонов, не прикладывают каких-либо бумажных документов, подтверждающих прибытие и отправление вагонов», – говорит Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Сведений из системы ЭТРАН достаточно, добавляет она. О чем, с кем и по каким поводам спорят в суде участники рынка? Об этом рассказали участники конференции «Цифровизация на транспорте», организованной журналом РЖД-Партнер. Читайте материал «Слепая Фемида согласна на цифровизацию: суд одобряет безбумажные перевозки».
Большая часть отраслевых экспертов в этом году прогнозируют заметное снижение спроса в отношении планового ремонта грузовых вагонов. Прежде всего это связано с избыточным парком на сети и сохраняющимися ограничениями в перевозках на экспортных направлениях. При этом одни участники рынка склонны полагать, что ситуация начнет меняться в лучшую сторону ближе к концу года, а другие ожидают, что тяжелое положение растянется на несколько лет.
В «РМ Рейл» полагают, что по итогам 2023-го будет отремонтировано не менее 460 тыс. вагонов с приростом к прошлому году на 3%. В «ОМК Стальной путь», наоборот, ожидают спада на 6,7%, до 417 тыс. ед.
О том, что негативная динамика будет сохраняться, говорят и в Институте проблем естественных монополий. Там снижение к 2022 году оценивают от 4,1 до 8,5% (прогноз ИПЕМ пока варьируется от 409 тыс. до 429 тыс. вагонов). При этом деповские ремонты просядут еще сильнее – на 10–14%, а капитальные возрастут на 14,7–18,6%. Объем КР объективно сейчас увеличивается. Подробности в статье «Черно-белая полоса вагоноремонта».
Минпромторг объявил о серьезном достижении железнодорожного машиностроения в деле технологической независимости: доля локализации приближается к 100%, предприятия отрасли реализуют многомиллиардную инвестпрограмму, направленную в том числе на импортозамещение. К настоящему времени локализованы такие ключевые компоненты производимой техники, как тяговые электродвигатели, редукторы. Завершается локализация сцепных устройств, тормозных механизмов вагонов; ведется работа по импортозамещению зубчатых муфт и других комплектующих. Правда, говоря о локализации 90% производства, замглавы Минпромторга уже не имел в виду ту технику, от которой отказались заказчик и производители ввиду ее серьезной зависимости от импорта. Это, в частности, грузовые локомотивы 3ТЭ25К2М и 3ЭС5С, пассажирский электровоз ЭП20, в свое время разработанный с участием Alstom, а также электропоезд «Ласточка», созданный Siemens и выпускавшийся по лицензии «Уральскими локомотивами».
В свою очередь, представители отраслевого сообщества говорят о том, что все более отчетливо дают о себе знать новые проблемы, а государству следует увеличивать господдержку на НИОКР. Читайте материал «Замещение высокой степени».
Март прошлого года был особенным, он стал переломным моментом. Именно в указанный месяц погрузка совершила рывок вперед, а затем начиная с апреля стала откатываться назад, оставаясь в диапазоне от -6,5 до -3%. И с этого момента в 2023-м начинается сравнение с низкой базой прошлого года. Ну а последний месяц I квартала текущего года приходится сравнивать еще с высокой базой. Тем не менее в погрузке на сети была достигнута положительная динамика. Так что же, пора трубить в фанфары?
Наверное, пока рановато. В начале весны катализаторами роста стали подвижки по экспорту.
В прошлом году в этот же период предприятия стремились отправить грузы по максимуму перед началом вступления в силу весьма болезненных для российской экономики санкций. А в текущем году подобный скачок планировался на февраль, поскольку уже в конце зимы (даже раньше, чем ожидалось) наметились варианты диверсификации логистики. Однако в феврале клиенты не смогли отправить часть объемов грузов. Что же притормозило прирост погрузки? Анализ причин и следствий в материале «На сети – весеннее потепление».
Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.
Подписчикам журнала РЖД-Партнер доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов Закажите демоверсию обзора >>
Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!
У вас остались вопросы?
Задайте их!
тел.: + 7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions