• Ставка на полувагон
    2095
    -0.6 %
    руб./сут.
    октябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.81 0 EUR ЦБ РФ 75.32 0
    BTC 6459.93 usd BTC 421510.43 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.07.2018 11:12:08
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В I полугодии 2018-го объем погрузки по сети РЖД увеличился на 4%

По итогам І полугодия 2018-го погрузка составила 651,2 млн т грузов (+4% к аналогичному периоду 2017 г.). В частности, повысились показатели транспортировки по железной дороге:
В I полугодии 2018-го объем погрузки по сети РЖД увеличился на 4%
* каменного угля (+4,9%, до 188 млн т),

* нефти и нефтепродуктов (+0,1%, до 120,1 млн т),

* железной и марганцевой руды (+4,4%, до 57 млн т),

* черных металлов (+16,2%, до 44,6 млн т),

* химических и минеральных удобрений (+5,5%, до 30,7 млн т),

* лесных грузов (+5,2%, до 26 млн т),

* химикатов и соды (+3,9%, до 17,3 млн т),

* зерна (+55,1%, до 14,4 млн т),

* строительные грузы (+1%, до 71,2 млн т).

Вместе с тем отрицательная динамика наблюдалась в секторах:

* промышленного сырья и формовочных материалов (-2,8%, до 17,5 млн т),

* цемента (-5,2%, до 11,9 млн т),

* цветной руды и серного сырья (-2,3%, до 10 млн т),

* лома черных металлов (-1,9%, до 7,2 млн т),

* кокса (-3,2%, до 5,4 млн т).

Грузооборот по итогам I полугодия 2018-го составил 1280,6 млрд тарифных т-км (+4,5% к прошлогоднему показателю).

Уголь: возможен новый рекорд

Погрузка угля по итогам I полугодия 2018-го составила 188 млн т (+4,9% к аналогичному периоду 2017 г.). Cохранив заданный темп, угольная отрасль РФ по итогам этого года может показать новый рекорд за всю историю России и приблизиться к максимальным показателям времен СССР.

В II квартале 2018 года внутренние перевозки угля нарастили отставание I квартала 2018-го (-1,3% к аналогичному периоду 2017 г.) и по итогам I полугодия погрузка выросла до 86,1 млн т, что на 2% выше аналогичного периода 2017-го (+1,7 млн т).

Экспорт превалирует над внутренними перевозками с начала 2017 года и по итогам I полугодия 2018-го его доля выросла в общем объеме погрузки до 54,2% (1,3 п. п. по итогам I полугодия 2017 г.) – 101,9 млн т.

Экспортные направления сбыта российского угля по итогам I полугодия 2018-го:

* доля по странам АТР сократилась несущественно – с 63,2 до 60,2% к аналогичному периоду 2017 года. В объеме погрузки рост составил 2,3%, до 61,4 млн т. Основные страны – импортеры российского угля: Япония, Китай, Корея, Индия.  С 2018 года добавилось новое направление – Таиланд.

* страны Европейского союза увеличили импорт российского угля на 13,6%, до 28,2 млн т. Основной прирост достигнут за счет Польши, которая увеличила импорт в 2 раза – до 6,7 млн т. Прирост погрузки в 2 раза также показала Германия – до 2,1 млн т. Помимо этого, Румыния, Бельгия и Словакия суммарно нарастили погрузку на 1,5 млн т к аналогичному периоду 2017 года.

* по прочим странам Европы (кроме ЕС) прирост составил почти 50%, до 8 млн т. Это произошло за счет Украины (+40%) и Швейцарии (рост более чем в 2 раза).

Можно выделить три основные страны, существенно нарастившие в I полугодии 2018-го импорт российского угля: Китай, Польша и Украина. Китай – основная экспортная страна, наращивающая объем отгрузки с 2001 года (вырос с 1,5 тыс. т до 19 млн т). Причина – сокращение производства, которое стало частью политики КНР по снижению выбросов, загрязняющих окружающую среду. Внутренние мощности угольной промышленности страны в 2017 году уменьшились на 150 млн т за счет закрытия мелких и неэффективных шахт. Но, сокращая добычу угля, Китай продолжил наращивать сталелитейные мощности, что вызвало прирост импорта.

Польша в связи с истощением собственных месторождений вдвое нарастила поставки из России. По оценкам экспертов, такая ситуация сохранится в среднесрочной перспективе, до развития атомной энергетики (анонсировано строительство первой в Польше АЭС).

С начала года Украина увеличила импорт российского угля на 40%. Эксперты объясняют ситуацию тем, что уголь из России по-прежнему остается более дешевым и качественным сырьем для украинских предприятий.

Нефть и нефтепродукты: на уровне прошлого года

Погрузка нефти и нефтепродуктов по итогам I полугодия 2018-го выросла на 0,1% относительно аналогичного периода 2017-го за счет увеличения внутренних перевозок (+1,9%). Экспортные направления продолжают снижаться: -2,3% к январю – июню 2017 года (на начало года доля экспорта в общем объеме погрузки составляла 43,7%, по итогам июня она сократилась до 40%). Всего с начала 2018 года по железной дороге отгружено 120,1 млн т нефти и нефтепродуктов (I полугодие 2017 г. – погрузка на уровне 119,99 млн т).

В структуре грузов основное сокращение пришлось на мазут нефтяной и каменноугольный, падение – 11%, до 21,5 млн т. Модернизация нефтеперерабатывающей отрасли приводит к изменению в структуре выпуска основных нефтепродуктов: объемы выпуска мазута стремительно сокращаются, в то время как доля высокооктанового топлива растет (целью модернизации НПЗ остается увеличение глубины переработки нефти для получения более высокомаржинальных продуктов).

Несмотря на рост производства дизельного топлива (37,8 млн т, +1,3% к аналогичному периоду 2017 г.), продолжается падение объема погрузки – 4,4%, до 22,3 млн т. Снижение связано с введением новых мощностей нефтепродуктопровода в рамках проекта «Юг».

Прирост погрузки по итогам I полугодия 2018-го наблюдался по следующим видам грузов:

* нефть сырая (+2,4% к I полугодию 2017 г., 10,8 млн т);

* дистилляты газового конденсата (+7,3%, около 7 млн т);

* керосин (+13%, 4,6 млн т).

В экспортном направлении падение, главным образом, произошло из-за сокращения погрузки в Италию: -30,2%, до 9,5 млн т (в разрезе грузов основное падение показал мазут и дизельное топливо).

Нидерланды, Республика Беларусь и Китай, напротив, увеличили импорт на 3,2 млн т. Но этого не хватило для выведения общей динамики экспортного направления в рост.

Основным конкурентом ж/д перевозок остается трубопровод, который успешно развивается.

В 2018–2019 гг. на уход нефтегрузов с железной дороги в трубу повлияет подключение к системе магистральных нефтепроводов к трем заводам – Комсомольскому НПЗ (это сократит железнодорожные перевозки на 5,3 млн т), Афипскому НПЗ и Ильинскому НПЗ (потери железной дороги – 1,5 млн т). Кроме того, запланировано строительство нефтепродуктопровода Волгоград – Тихорецк и подключение к трубе Волгоградского НПЗ, что уменьшит объемы железнодорожных перевозок на 2,6 млн т. Еще 1 млн т потеряют РЖД из-за перепрофилирования нефтепровода Рязань – Москва на светлые нефтепродукты.

Данное снижение может быть скорректировано лишь за счет создания РЖД более выгодных условий грузоотправителям.

Строительные грузы и цемент: ожидаемого восстановления рынка так и не произошло

На протяжении последних 3 лет в России наблюдается спад производства цемента. В 2017 году в России произведено 54,7 млн т цемента, что на -0,6% ниже объема производства 2016-го. Темпы производства в I полугодии 2018-го продолжают снижаться: -3,7% к аналогичному периоду 2017 года (23,7 млн т). Прежде всего это вызвано сокращением спроса на продукцию со стороны строительной отрасли. По данным Росстата, объем ввода в действие жилых домов по итогам II квартала 2018-го уменьшился на 15,3% к I кварталу того же года (с 15,7 млн кв. м по I кварталу 2018 г. до 13,3 млн кв. м по II кварталу 2018 г.). Повлияли также погодные условия: из-за длительного дождливого сезона не все проекты были реализованы.

На фоне падающего спроса на цемент сократилось не только внутреннее производство, но и импорт. Из-за девальвации рубля цены зарубежных поставщиков оказались непривлекательными для отечественных покупателей и импорт стал снижаться быстрыми темпами: с 5 млн т (2015 г.) до 2 млн т (2017 г.).

Погрузка строительных грузов по итогам I полугодия 2018-го составила 71,2 млн т (+1% к предыдущему году). В основном рост строительных грузов произошел за счет увеличения погрузки щебня: +2,3% – до 56 млн т, который прежде всего ориентирован на обновление и ремонт ж/д путей. По остальным позициям строительных грузов наблюдается отрицательная динамика, в том числе погрузка цемента сократилась на 5,5% – до 12,6 млн т.

Всего с начала 2018 года по железной дороге отправлено 104,8 млн т минерально-строительных грузов (-0,4% к аналогичному периоду 2017 г.). Разнонаправленная динамика перевозок строительных материалов и цемента связана с нехваткой универсального подвижного состава, который задействован в основном под перевозку угля.

По оценкам BusinesStat, производство цемента в России продолжит снижаться и в 2018–2019 гг. Несмотря на постепенное восстановление экономики, строительная отрасль реагирует медленнее: требуется время для подготовки проектов, принятия решений, согласований. В зависимости от проекта процесс утверждения может занимать не менее 6 месяцев, а иногда и больше года. Рост выпуска цемента следует ожидать после 2019-го. По прогнозам специалистов, в период с 2020 по 2022 год отечественные производители будут наращивать выпуск продукции темпами в среднем на 1,7% в год. Объем производства в 2022-го увеличится до 55,1 млн т

Черные металлы: компании возлагают надежды на 2018 год

По данным Федеральной службы государственной статистики за I полугодие 2018-го по основным видам продукции черной металлургии наблюдается существенный рост производства:

* чугун: +19,7% к аналогичному периоду 2017 года (до 30,4 млн т);

* сталь нелегированная: +22,2% (до 33 млн т);

* прокат готовый: +24,8% (до 36,2 млн т).

Погрузка черных металлов по итогам I полугодия 2018-го выросла к уровню предыдущего года на 16,2%, до 44,6 млн т. Причем увеличение погрузки наблюдалось как по внутреннему направлению (+20,7%, до 26,3 млн т), так и на экспорт (+10,3%, до 18,3 млн т).

Внутреннее направление показало рост по группам грузов: рельсы (+51,3%, до 4,5 млн т), чугун (более чем в 2 раза, до 1,1 млн т), заготовки стальные (+28%, до 3 млн т), прочие виды проката (+ 9,6%, до 13,2 млн т) в основном за счет листовой стали (+13,8%, до 6,1 млн т).

Экспорт прибавил 1,7 млн т, главным образом за счет Турции (+29,8%, до 3 млн т), Китая (+9,9%, до 2,1 млн т), Италии (+7,9%, до 1,7 млн т), США (+20,9%, до 1,6 млн т), Мексики (+19,3%, до 1,3 млн т), Польши (более чем в 4 раза, до 444 тыс. т) и Кореи (почти в 3 раза, до 229 тыс. т).

На мировом рынке складывается непростая ситуация, которая имеет достаточно серьезные последствия и для российского рынка. США ввели пошлины на китайские товары, Китай ответил аналогичными ограничениями в отношении США. В Европе принято принципиальное решение о введении квот и тарифов на импорт стали, хотя конкретный механизм пока не определен. Цены на металлургическое сырье в результате стагнируют или снижаются, хотя признаков глубокого спада пока нет.

В Турции ожидаемой активизации национального рынка сортового проката после выборов, состоявшихся 24 июня, пока так и не произошло. Спрос на арматуру не восстановился, экспортная конъюнктура для местных металлургических компаний тоже не улучшается, поэтому в первую неделю июля сделки по закупке импортного металлолома на август практически не заключались.

Товарный чугун еще не исчерпал все возможности для повышения. После непродолжительной паузы в конце июня возобновили закупки этого материала американские компании. Устойчивый спрос демонстрируют потребители из Турции и Италии.

Руда: внутренний рынок — драйвер роста в 2018 году

По итогам I полугодия 2018-го производство товарной железной руды в России выросло на 1,1% к I полугодию 2017-го в основном за счет таких предприятий, как:

* Стойленский ГОК (входит в Группу НЛМК): +6,5%, до 20,2 млн т;

* Костомукшский ГОК («Карельский окатыш»): +2,6%, до 5,9 млн т;

* Михайловский ГОК (входит в «Металлоинвест»): +1,3%, до 9,1 млн т;

* Оленегорский ГОК («Олкон»): +4,9%, до 2 млн т.

Россия по общим запасам железной руды занимает 1-е место в мире (43 075 млн т – это 16,9% мирового запаса), среднегодовое производство составляет около 71 млн т (6,7% мирового производства), содержание железа – около 36%.

Погрузка руды по итогам I полугодия 2018-го  составила 67,1 млн т, что на 3,4% выше аналогичного периода 2017-го.

Погрузка показала положительную динамику за счет поставок на внутренний рынок: +8,4%, до 58 млн т.

Экспортное направление, напротив, сократилось на 20%, до 9,2 млн т. Основное падение – в сторону Китая: -22,2%, до 2 млн т. Существенно нарастила экспорт только Италия: +68,3% – до 1,6 млн т. Также суммарно на 750 тыс. т увеличилась погрузка в сторону Финляндии, Франции, Египта и Австрии. По остальным направлениям экспорта – существенное сокращение на 1 млн т: Словакия (-16,1%); Германия (-17,9%); Турция (-10,2%); Нидерланды (-40,1%); Польша (-71,9%); Япония (-71,1%) и Великобритания (-42,5%).

Внутренний рост связан с увеличением спроса со стороны российских металлургических заводов на фоне увеличения выпуска металлопродукции. Китай сократил потребление российской продукции на 20% в связи с закрытием своих избыточных литейных мощностей.

Спотовые цены на железную руду тем временем упали до самого низкого уровня с конца марта, прогнозируется их дальнейшее падение до $60 за 1 т CFR Китай в конце года. Основной причиной спада специалисты называют американские пошлины, вступившие в силу 6 июля, и китайский ответ на них.

Лесные грузы: рост продолжается

Объем погрузки по итогам I полугодия 2018-го вырос на 5,2%, до 26 млн т. При этом внутренние перевозки увеличились на 11,2%, до 10,5 млн т, тогда как экспорт – лишь на 1,5%, до 15,5 млн т, – преимущественно за счет Казахстана, Азербайджана и Японии.

Объем перевозок круглых лесоматериалов, который по итогам 2017 года сократился на 0,5%, в 2018 году показал рост на 5,2% – до 14,1 млн т

Перевозки пиломатериалов продолжают расти, но более низкими темпами: +2,9% – до 8,4 млн т относительно аналогичного периода 2017 года. Основной причиной снижения показателя выступает Китай, который последние годы наращивал импорт российской лесной промышленности, но по итогам I полугодия 2018-го сократил погрузку на 0,3% – до 9,59 млн т, особенно по круглым лесоматериалам (-4,9% к аналогичному периоду 2017 г.). Экспорт пиломатериалов в сторону Китая вырос на 3,4%, до 5,4 млн т.

Финляндия, которая является второй экспортной страной в лесной отрасли России, с 2017 года стала снижать закупки, и по итогам I квартала 2018 года объемы сократились на 8,4% – до 1,64 млн т. Сокращение наблюдается по всем номенклатурам: лесоматериалы круглые (-6,4%), древесина измельченная (-19,3%), фанера и шпон (-59,7%), поставки пиломатериалов совсем прекратились. Основной причиной значительного сокращения импорта в торговом представительстве Финляндии называют увеличение собственной вырубки леса, что соответствует национальной лесной стратегии этой страны. Ее цель – к 2024 году нарастить объемы ежегодных заготовок до 80 млн кубометров. Предыдущие 4 года поставки российского леса в Суоми носили стабильный характер.

Бумага: умеренный рост

По итогам I полугодия 2018 года рост железнодорожных перевозок составил 3,2% – до 3,8 млн т – в основном за счет экспортного направления (+4,8% – до 2,7 млн т). Во внутреннем сообщении – небольшое падение: -0,5% – до 1,1 млн т.

Основной рост экспорта – в направлении Китая (+12,2%, до 953 тыс. т к аналогичному периоду 2017 года). В структуре грузопотока увеличение объема зафиксировано по бумаге газетной (в 12 раз, до 86 тыс. т) и целлюлозы сульфитной небеленой (на 38,3%, до 96 тыс. т).

Россия – крупнейший экспортер леса-кругляка (16% мирового рынка) и занимает второе место по поставкам пиломатериалов (18%), уступая лишь Канаде. Но когда речь идет о продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью, то Россия оказывается в замыкающих. Так, ее доля в экспорте целлюлозы составляет лишь 4%. Развитие российского лесопромышленного комплекса сдерживается рядом факторов: высокая степень физического износа оборудования и низкий уровень переработки древесного сырья, а значит, меньшая производительность и высокий объем отходов.

Зерно и продукты перемола: максимальный прирост по сети

Погрузка зерна по железной дороге в I полугодии 2018 г. увеличилась на 55,1%, до 14,4 млн т.

Пшеница прибавила 74,2%, до 10,1 млн т. Погрузка ячменя выросла на 76,1%, до 1,7 млн т.

Основной прирост погрузки – за счет экспортного направления: +92% – до 8,85 млн т. Основная страна экспортер, как и годом ранее – Египет. Погрузка в данном направлении составила 4,1 млн т (увеличение в 2,5 раза к аналогичному периоду 2017 г.). На второе место по экспорту вышел Бангладеш (рост экспорта в 5 раз, до 707 тыс. т). Суммарно на 1,05 млн т (до 1,29 млн т) вырос экспорт в направлении: Монголии (в 10 раз, до 275 тыс. т.); Ирана (в 7 раз, до 233 тыс. т.); Республики Беларусь (в 8 раз, до 217 тыс. т.); Китая (в 4 раза, до 182 тыс. т.); Швейцарии (в 3 раза, до 166 тыс. т.); Нигерии (в 3 раза, до 127 тыс. т.) и Латвии (в 12 раз, до 92 тыс. т.).

Внутренние перевозки выросли на 18,9% - до 5,57 млн т. Продукты перемола, в основном грузят, по внутреннему сообщению.

По прогнозам экспертов, урожай зерна в текущем году составит около 115,7 млн т, из них пшеницы – 71,4 млн т. В связи со снижением урожая предполагаем, что экспорт зерна на следующий сельскохозяйственный год окажется на уровне 45-46 млн т, из них пшеницы – около 35 млн т. Существенной поддержкой следующего зернового года является решение правительства России о продлении нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на пшеницу до 1 июля 2019 года.

Химические и минеральные удобрения: итоги 1 полугодия 2018 года ведут к новым рекордам

Погрузка химических и минеральных удобрений по итогам I полугодия 2018 года увеличилась на 5,5% – до 30,7 млн т. Внутренние перевозки показали рост в 8,1% – до 12,1 млн т. Экспортные перевозки выросли на 3,8% - до 18,6 млн т.

Основной прирост экспортных поставок произошел за счет Бразилии и Швейцарии, которые по итогам I полугодия 2018 года прибавили 1,5 млн т:

* Бразилия нарастила экспорт на 33,8% – до 2,82 млн т – за счет карбамида (+10,5% до 1,2 млн т к аналогичному периоду 2017 г.); аммофоса (в 147 раз, до 376 тыс. т.), калия хлорида (с начала года погрузка, по итогам I полугодия 2018 года – 116 тыс. т.;

* Швейцария нарастила экспорт на 44,8% – до 2,5 млн т – за счет диаммофоса (+44,5%) и карбамида (в 2,4 раза).

Основной прирост погрузки химических и минеральных удобрений на 1,5 млн т по сети АО «РЖД» в разрезе грузов:

* апатитовый концентрат: +5,2%, до 6,97 млн т;

* карбамид: +11,1%, до 4,1 млн т;

* селитра аммиачная: +6,3%, до 3,79 млн т;

* ЖАУ: +24,2%, до 1,2 млн т;

* диаммофос: +55,4%, до 845 тыс. т.

На конец июня 2018 года цена на карбамид в Египте выросла до $260 1 т, средние партии продаются для Европы. Иранский карбамид теперь стоит $220 1 т. Цены на карбамид на Балтике – $230–235 за 1 т. Активно закупала карбамид Бразилия. Селитра растет в цене во всем мире, прежде всего на Балтике. Аммиак в регионе Черного моря оценивается в $248 за 1 т, рост цены составил $20 за 1 т. В Индии заметно вырос спрос на фосфорные удобрения.

Рост мощностей по производству минеральных удобрений в мире пока превышает рост спроса, но в перспективе ситуация в некоторых сегментах будет меняться. В текущем году увеличение мировых мощностей по производству карбамида составило 9 млн т, тогда как спроса – едва превысило 2 млн т. Однако уже в 2019 году это соотношение составит 2 и 3 млн т, соответственно. Китай, проводя политику снижения расхода энергии и влияния производства на окружающую среду, существенно сокращает производство и экспорт карбамида (экспорт сократился с 13,7 млн т в 2015 г. до ожидаемых 4,6 млн т в нынешнем).

Обзор подготовлен АО «Первая грузовая компания»


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

ПГК недовольна закрытием пунктов отцепочного ремонта вагонов без обсуждения с операторами

ПГК недовольна закрытием пунктов отцепочного ремонта вагонов без обсуждения с операторами
АО "Первая грузовая компания" (ПГК, один за крупнейших вагонных операторов РФ, актив группы UCL Владимира Лисина) обеспокоено практикой ОАО "Российские железные дороги" по закрытию пунктов текущего отцепочного ремонта (ТОР) подвижного состава без обсуждения с его владельцами и учета их потребностей. Об этом сообщает Интерфакс.
РЖД-Партнер

ПГК: Вагоны 27 тс потребуют серьезного развития путей промышленных предприятий

ПГК: Вагоны 27 тс потребуют серьезного развития путей промышленных предприятий
Внедрение на железных дорогах РФ супертяжеловесных вагонов потребует масштабных инвестиций в развитие подъездных путей промышленных предприятий, предупреждают в АО "Первая грузовая компания" (ПГК, актив Владимира Лисина), сообщает Интерфакс.
РЖД-Партнер

Андрей Рыженков: Дефицита грузовых вагонов на сети нет

Андрей Рыженков: Дефицита грузовых вагонов на сети нет
Об этом заместитель генерального директора по логистике Первой грузовой компании (ПГК) заявил на IX Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» во время сессии «Повышение эффективности управления вагонными парками».

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions