+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2022 11:38:28
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка в январе на сети РЖД: отложенный спрос обеспечил прибавку

В январе 2022-го погрузка на РЖД увеличилась до 104,1 млн т, что на 3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако это на 1,2% меньше, чем в январе 2019 года, до пандемии.
Основная прибавка была обеспечена за счет отложенного спроса в декабре, когда сеть не смогла в полной мере пропустить все заявленные объемы. Драйверам стали такие номенклатуры, как уголь, нефтепродукты, черные металлы и стройгрузы.

Напомним, что ранее в ОАО «РЖД» прогнозировали объем погрузки в декабре прошлого года на уровне ноября, когда динамика по данному показателю составила +3,1%. Однако фактически погрузка тогда, по уточненным данным ОАО «РЖД», составила всего лишь +0,8%, что указывало на замедление динамики перевозок в последнем месяце ушедшего года.

При этом эксперты были несколько скептически настроены относительно января текущего года. Оценки темпов роста прозвучали на уровне, близком к нулевому. Ведь традиционно клиенты стремились отправить по максимуму под конец года – перед повышением тарифа.

Однако поскольку это сделать удалось не всем, то январь продемонстрировал гораздо лучший результат, чем предполагалось. В определенном смысле можно сказать, что на сети придержали погрузку в декабре, чтобы повысить динамику в начале года.

Не случайно РЖД в плюс вывели именно те номенклатуры, по которым клиенты в ходе опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте посетовали на декабрьский недогруз. Это, в частности, коснулось угля, нефтегрузов и стройматериалов.

И все же без задержек не обошлось…

Одной из причин данного явления участники рынка назвали наличие узких мест на инфраструктуре в связи со сдвигом пропорций в структуре перевозимых грузов. Иными словами, если ранее основной спрос приходился на восток, то в конце прошлого года грузопотоки пошли на юг и северо-запад.

Между тем в ОАО «РЖД» как раз на двух последних направлениях перенесли часть инфраструктурных проектов на более поздний срок. Однако зимой спохватились и срочно взялись за самые неотложные работы. Скажем, на южном направлении построили второй путь на участке, ведущем к морским портам Азово-Черноморского бассейна. В дальнейшем это должно ускорить движение поездов на маршруте от Волгограда до Тамани. Однако в декабре 2021-го и в январе текущего года это привело к конвенциям из-за ремонтных окон в сторону Новороссийска.

В результате рекогносцировки на юг, предпринятые некоторыми клиентами, как следует из опросов в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, оказались несколько неудачным маневром.

Одной из причин, судя по данным, предоставленным журналистам заместителем генерального директора ОАО «РЖД» – начальником Центра фирменного транспортного обслуживания Алексеем Шило, стало закрытие двух погранпереходов для приема всех грузов из РФ, кроме контейнерных, из-за пандемии. Из-за этого ОАО «РЖД» в декабре на сети недогрузили 2,5 млн т груза.

Где тонко, там брошенные поезда

Декабрьские затруднения на Юге сместили часть отправок в январе текущего года в сторону морских портов Северо-Запада. Но и здесь вырисовалась аналогичная картина: на пути возникли ремонтные окна. Конвенции на погрузку появились в направлении прежде всего на Усть-Лугу. В меньшей степени заторы образовались на подходах к Большому порту Санкт-Петербург. Позднее возникли сложности в сторону Калининграда и мурманского хода. Последнее стало чувствительным ударом еще и для вывоза металлургической продукции, поскольку конвенция распространилась на ст. Кошта (г. Череповец), то есть на станции не только Октябрьской магистрали, но и Северной железной дороги.

В итоге в 2022 году стали активизироваться отправки и в сторону Восточного полигона, отметил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

Это, в свою очередь, в январе текущего года привело к сгущению перевозок и через ЗапСиб, где скрещиваются вагонопотоки. Соответственно появились брошенные поезда и на дальних подходах к морским портам Дальневосточного бассейна.

Как признался представитель одного из ГОКов, в принципе смещение ремонтных окон с теплого сезона на лето и ранее предлагалось крупными грузоотправителями ОАО «РЖД». Однако проблема возникла в том, что нынче ремонты свалились клиентам как снег на голову.

Причем так совпало, что это произошло сначала на Юге, когда многие решили усилить акцент на Новороссийск, а потом – на Северо-Западе, когда возник дополнительный спрос на данное направление. «Если бы расписание окон сместили немного наоборот, то сеть смогла бы и те же объемы ремонтов реализовать и пропустить дополнительные грузопотоки», – сообщил респондент.

Операторы, как могли, подрегулировали вагонопотоки

Ускорению динамики погрузки в январе по сравнению с декабрем способствовало также то, что операторы стали жестче контролировать оборот вагонов. Кроме того, в ОАО «РЖД» ограничили консолидированный возврат порожних вагонов. В результате они смогли заезжать на обратном пути и за стройматериалами.

С учетом того, что их продолжали достаточно активно закупать дорожные строители в некоторых регионах (в частности, в ЦФО и Поволжье), то неудивителен рост погрузки и стройматериалов (+6,7% к январю 2021 г.).

Это, кстати, высвободило часть полувагонов. Хотя полувагонов хватало и не всем, тем не менее в январе клиенты меньше жаловались на их нехватку, чем в декабре.

Другим фактором, повлиявшим на прибавку в динамике отправок стройматериалов, стала активизация транспортировок балласта для нужд РЖД. Этот же тренд, согласно данным ИСП «Железнодорожные перевозки», был отмечен и в ноябре – декабре 2021 года.

Сеть ускорилась в конце месяца

При этом в ОАО «РЖД» планируют и дальше стимулировать перевозки стройматериалов за счет увеличения тарифа на порожний пробег (+15%) и при этом установить для него лимит в 2 тыс. км (чтобы вагоны порожняком не перегоняли на Кузбасс, а отправляли с заездом в карьеры Северо-Запада).

Однако чтобы не лишить угольщиков полувагонов, выдвинута идея ввести для операторов все-таки квоты на перевозку стройгрузов.

В январе были приняты на сети и другие меры, чтобы придать погрузке дополнительное ускорение. В целом ее темпы вышли на уровень ноября прошлого года, когда динамика была максимальной. И все же полученный результат оказался 1,2% меньше того, что был достигнут в январе 2019 года (105,4 млн т).

Иными словами, из-за общей ситуации на сети выйти на докризисный уровень сети пока не удалось, если, конечно, не считать последнюю неделю первого месяца текущего года. Ведь именно в эти дни динамика погрузки достигла своего максимума. По предварительным данным на 25 января, напомним, прирост составлял только 2,4%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions