+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.10.2018 16:59:53
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка на сети ОАО РЖД: итог за 9 месяцев, прогноз на октябрь-ноябрь 2018 года

Объем погрузки на сети ОАО «РЖД» за 9 месяцев 2018 года1 увеличился на 3,4% к аналогичному периоду 2017 года, до 982,2 млн т. Ожидается, что объем погрузки в октябре 2018 года сократится в пределах 1% к октябрю 2017 года, до 110,1 млн т. В ноябре прогнозируется рост на 1-2% по отношению к 2017 году, до 109,3 млн т.
УГОЛЬ

По итогам 9 месяцев 2018 года объем погрузки угля вырос на 5,2%, до 279,8 млн т. Внутренние перевозки прибавили 2,6%, до 125,6 млн т. Погрузка в экспортном направлении увеличилась на 7,3%, до 154,2 млн т, за счет роста потребления продукции в странах АТР и ЕС. В частности, в январе-сентябре этого года страны АТР увеличили российский импорт угля на 3,3%, до 91,8 млн т, страны ЕС – на 13%, до 43,9 млн т. При этом из стран ЕС 80% роста пришлось на две страны: Польшу (рост в 1,8 раз, до 10,4 млн т) и Германию (рост в 3,7 раз, до 5,2 млн т).

Положительная динамика связана с увеличением объемов добычи угля в России – +7,4% (по данным Госстата) к аналогичному периоду 2017 года. В частности, угольщики Кузбасса добыли 190 млн т «черного золота», прирост к уровню 2017 года составил 5,4%.

Ожидается, что объём погрузки угля в октябре вырастет ориентировочно на 6% по отношению к октябрю 2017 года, до 31,7 млн т, в ноябре – более чем на 1%, до 32,6 млн т, к аналогичному периоду 2017 года. Сдержанный рост связан с ограничением инфраструктуры.

ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ

В январе-сентябре 2018 года объем погрузки черных металлов на сети РЖД вырос на 13,7%, до 67,5 млн т. Основной прирост обеспечили внутренние перевозки (60% от общего объема перевозок) – +15,1%, до 40,4 млн т. В экспортном направлении объем перевозок увеличился на 11,6%, до 27,1 млн т. Более 60% погрузки пришлось на две страны: Турция (+31,9%, до 4,5 млн т) и Италия (+32,1%, до 2,8 млн т).

Рост показателей связан с возросшими объемами выпуска металлургической продукции. В частности, по данным Госстата, производство нелегированной стали в слитках в январе-сентябре 2018 года выросло на 3,5% к аналогичному периоду 2017 года, готового проката – на 2,5%. Объемы выпуска чугуна в России практически сопоставимы с уровнем прошлого года – 38,8 млн т.

В октябре ожидается сокращение объема погрузки черных металлов на 3% к октябрю 2017 года, до 6,9 млн т, в ноябре – сопоставимый с уровнем 2017 года объем – 6,7 млн т. Экспортная конъюнктура на мировом рынке стали ухудшается, американо-китайская торговая война начинает оказывать зримое влияние. В Китае дешевеет листовой прокат, а местные металлургические компании становятся более уступчивыми в экспортных операциях. США, ЕС, Турция, Индия и другие страны отгораживаются от внешних поставщиков пошлинами и квотами. Такие страны как Алжир, Вьетнам, Египет, ОАЭ, Иран и Индонезия проводят активную политику импортозамещения и сами выступают в роли экспортеров стальной продукции, поэтому для российских компаний все более важным становится внутренний рынок.

МИНЕРАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки минерально-строительных грузов сократился на 2,7%, до 165 млн т. Почти весь объем грузился во внутреннем сообщении (98%): показатель снизился на 2,3%, до 161,3 млн т. В структуре общего грузопотока 68% грузов заняли три группы: камни природные строительные, балласт для железных дорог и цемент. Существенное падение наблюдается в сегменте камней природных строительных (-7,7%, до 64,7 млн т) и цемента (-7,2%, до 19,7 млн т). Объем погрузки балласта для железных дорог на протяжении всего года растет, за 9 месяцев 2018 года – +17,2%, до 28,1 млн т. Связано это с масштабной программой развития Восточного полигона Транссиба и БАМа.

Общее снижение в погрузке минерально-строительных грузов объясняется сокращением объемов ввода нового жилья. За 9 месяцев 2018 года введено 45,5 млн м2 общей площади жилых помещений, что ниже аналогичного периода 2017 года на 1,9%.

Ожидается, что объем погрузки минерально-строительных грузов в октябре 2018 года сократится более чем на 2%, до 19,8 млн т. В ноябре прогнозируется несущественный рост в пределах 1%, до 16,8 млн т. Помимо сложившейся негативной внутренней конъюнктуры рынка, спад объемов погрузки имеет сезонный характер.

РУДА

За январь-сентябрь 2018 года объем погрузки руды увеличился на 4,2%, до 102 млн т. Прирост во внутреннем сообщении составил 8,4%, до 87,8 млн т – возрос спрос на продукцию со стороны российских металлургических заводов. В экспортном направлении продолжается сокращение объемов погрузки – 16%, до 142 млн т. Более 81% от общего падения российского импорта пришлось на Китай и Польшу, суммарное сокращение по двум странам составило 2,2 млн т.

В целом на динамику погрузки повлияло увеличение объемов производства товарной железной руды в России на 0,5%, до 80,4 млн т. Основной прирост обеспечили Лебединский и Михайловский ГОКи (входят в Металлоинвест): +1%, до 30,2 млн т, Стойленский ГОК (входит в Группу НЛМК): +5,4%, до 13,5 млн т. ЕВРАЗ и ЕвроХим суммарно сократили производство на 5%, до 15,5 млн т.

Ожидается, что на фоне роста потребления руды на внутренним рынке, положительная динамика погрузки в ближайшие месяцы сохранится. В октябре прирост может составить 7%, до 9,3 млн т, в ноябре – 5%, до 9,2 млн т. Рост экспортного направления маловероятен, компаниям выгоднее экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью (металлопрокат).

ЛЕСНЫЕ ГРУЗЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки лесных грузов вырос на 7%, до 38,8 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 14,4% за счет роста поставок круглых лесоматериалов, до 15,5 млн т. Погрузка в экспортном направлении приросла на 2,6%, до 23,3 млн т. Основной грузопоток по-прежнему идет в направлении Китая – 14,2 млн т, что сопоставимо с показателем 9 месяцев 2017 года. Казахстан, Азербайджан и Япония суммарно нарастили российский импорт лесных грузов на 26,2%, до 2,6 млн т. Финляндия продолжает сокращать импорт российских лесных грузов, за 9 месяцев этого года показатель снизился на 1,7%, до 2,6 млн т.

Положительная динамика связана с ростом производства лесо- и пиломатериалов хвойных пород, фанеры и обработки древесины. В частности, по данным Госстата, за 9 месяцев 2018 года объем производства лесоматериалов хвойных пород вырос на 1,3%, до 67 млн плотн. м3; пиломатериалов хвойных пород – на 2,9%, до 17,6 млн тыс. м3, фанеры – на 3,5%, до 3 млн м3.

Ожидается, что в октябре объем погрузки вырастет более чем 10%, до 4 млн т, в ноябре – на 14%, до 3,7 млн т. Это связано с высоким спросом на внутреннем рынке на лесную продукцию, преимущественно круглых лесоматериалов.

ЗЕРНО

За январь-сентябрь 2018 года объем погрузки зерна вырос на 36,8%, до 20,1 млн т. В экспортном направлении (более 60% от общего грузопотока) погрузка увеличилась на 60,4%, до 12,5 млн т. Почти половина отправок пришлась на Египет, четверть – на Бангладеш, Республику Беларусь и Монголию. Суммарно эти страны нарастили российский импорт в 5,6 раз, до 1,5 млн т. Рост во внутреннем сообщении за 9 месяцев 2018 года составил 10,4%, до 7,6 млн т.

Причиной столь стремительного роста является рекордный урожай 2017 года – 135,4 млн т. Однако в 2018 году эксперты ожидают урожай зерновых в России в пределах 108,3-110,3 млн т, что существенно ниже уровня 2017 года.

В связи с более низким урожаем в октябре ожидается падение объема погрузки в пределах 10%, до 2,3 млн т. Ноябрь прогнозируется со снижением к аналогичному периоду 2017 года на 6%, до 2,4 млн т.

ЦЕМЕНТ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки цемента сократился на 7,2%, до 19,7 млн т. Почти весь объем грузился во внутреннем сообщении – -6,8%, до 19,1 млн т. Доля экспорта в общем объеме погрузки составила менее 5%, показатель снизился на 19%, до 0,62 млн т.

На снижение показателей повлияло изменение рыночной конъюнктуры, падение потребительского спроса.

Ожидается, что в октябре объем погрузки цемента составит 2,5 млн т, что на 4,7% выше октября 2017 года. Прогноз ноября – сокращение показателя на 1,5%, до 1,76 млн т. На динамику оказывает влияние сезонные производства (сезон: апрель-сентябрь).

ХИМИЧЕСКИЕ И МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки удобрений вырос на 3,7%, до 45 млн т. Внутренние перевозки увеличились на 6,1%, до 17,8 млн т. В экспортном направлении погружено 27,2 млн т, что на 2,1% выше показателя 2017 года. Китай и Украина существенно сократили объемы импорта – на 19,9%, до 8 млн т. Бразилия, Швейцария и США компенсировали это падение – рост российского импорта составил 34,6%, 10 млн т.

На положительную динамику повлиял рост выпуск минеральных удобрений в России. По материалам Федеральной службы государственной статистики, показатель вырос на 1,9% до 17,2 млн т. В частности, увеличилось производство азотных (+5,4%, до 7,9 млн т) и фосфорных удобрений (+2,5% до 3,0 млн т), аммиака (+16,6%, до 13,3 млн т).

По прогнозам, в октябре ожидается сокращение объема погрузки до 3%, до 4,8 млн т, а в ноябре – рост погрузки в пределах 3%, до 4,9 млн т. В целом, производство удобрений в России идет на новый рекорд. При сохранении подобных темпов может превысить результат 2017 года – 22,5 млн т. С ноября ожидается рост объема погрузки, мировой спрос стабильный, а котировки позволяют российским производителям выходить на внешние рынки.

НЕФТЕНАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки нефтеналивных грузов практически остался на уровне прошлого года. Внутренние перевозки выросли на 1,3%, до 98,3 млн т, в то время как экспорт сократился на 1,1%, до 68,1 млн т. Российский импорт существенно снизила Италия – на 21,8%, до 14,7 млн т (основные ввозимые грузы, сократившие объем: мазут и дизельное топливо). Однако экспорт мазута, бензина стабильного и дистиллята газового конденсата в сторону Нидерландов вырос на 11,3%, до 32,6 млн т. В общей структуре грузопотока произошло перераспределение: мазут нефтяной и каменноугольный сократился на 2,7%, до 42,3 млн т, дизельное топливо – на 6,44%, до 33 млн т; нефть сырая, бензин стабильный и керосин увеличили суммарно объем на 4,6%, до 34,9 млн т.

Более 40% объема погрузки нефтеналивных грузов на сети ОАО «РЖД» в этом году охватывают Роснефть и ЛУКОЙЛ. Роснефть за 9 месяцев 2018 года увеличила объем погрузки на 6,5%, до 49,8 млн т, тем временем ЛУКОЙЛ сократил объем погрузки на 12,8%, до 19,6 млн т. В частности, со станции Татьянка (Волгоградский НПЗ, ЛУКОЙЛ) в направлении станций Грушевая-экс и Новороссийск-экс объем погрузки сократился суммарно почти на 3 млн т из-за ввода в промышленную эксплуатацию магистрального нефтепродуктопровода проекта «Юг».

Нефтеналивные грузы 9 мес. 2018.png

Ожидается, что погрузка октября и ноября 2018 года останется на уровне аналогичных периодов 2017 года. Показатели добычи нефти и производства основных нефтепродуктов также соответствуют уровню 2017 года.

БУМАГА И КАРТОН

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки бумаги и картона вырос на 4,3%, до 3,4 млн т, за счет экспортного направления (64,3% в общем объеме погрузки). Экспорт в целом прибавил 81%, до 2,2 млн т, преимущественно за счет Китая (основной груз – бумага газетная). Во внутрироссийском сообщении объема погрузки сократился на 1,9%, до 1,2 млн т.

В целом позитивная динамика связана с ростом производства бумаги и картона: +3% по отношению к январю-сентябрю 2017 года, до 6,7 млн т (по данным Госстата).

Ожидается, что в октябре объемы погрузки сократятся в пределах 4%, до 0,37 млн т из-за падения спроса во внутрироссийском сообщении. В ноябре прогнозируется рост в пределах 6-7%, до 0,36 млн т, за счет роста спроса со стороны Китая.

САХАР

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки сократился на 9,3%, до 1,4 млн т. Грузопоток во внутреннем сообщении (80,6% от общего объема) снизился на 12,1%, до 1,1 млн т. Российский импорт продукции нарастили Казахстан и Узбекистан – в 2 раза, до 0,23 млн т.

Снижение общего показателя погрузки связано с сокращением производства сахара. Согласно прогнозу Союроссахара, по итогам сезона-2018/19 в России будет произведено 6 млн т сахара против 6,56 млн т в предыдущем маркетинговом году.

По прогнозам, погрузка в октябре и ноябре этого года сократится существенно – более чем на 10%, до 0,19 млн т и 0,18 млн т, соответственно.

СПРАВОЧНО – ПОГРУЗКА ПО КЛЮЧЕВЫМ РОДАМ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА:

ПОЛУВАГОНЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки в полувагонах составил 558,8 млн т, что выше аналогичного периода 2017 года на 2,7%. Основные номенклатуры, показавшие наибольший прирост: уголь (+5%, до 279,3 млн т), руда (+6,2%, до 81,3 млн т) и черные металлы (+11,8%, до 52,3 млн т). Существенное падение по минерально-строительным грузам – 7,7%, до 96,6 млн т. Объем погрузки во внутрироссийском сообщении (около 63% от общего объема) вырос на 1,5%, до 351,7 млн т. Экспорт увеличился на 4,9%, до 207,1 млн т. В направлении стран АТР (более 50% грузопотока) прирост составил 2,4%, до 106,5 млн т, ЕС – 10,3%, до 59,2 млн т.

ПВ 9 мес 2018 г.png

Ожидается, что в октябре объем погрузки снизится на 2%, до 61,1 млн т, а в ноябре – вырастет на 2%, до 62,7 млн т.

КРЫТЫЕ ВАГОНЫ

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки сократился на 3,4%, до 25,4 млн т. Падение обусловлено сокращением внутренних перевозок – 5,8%, до 15,9 млн т. Экспорт вырос на 0,8%, до 9,5 млн т. Существенную долю погрузки составили строительные (-4,1%, до 4,4 млн т), лесные грузы (-2,6%, до 3,2 млн т) и бумага, включая целлюлозу (-2%, до 2,5 млн т). Единственная группа груза, где наблюдался рост – зерно. Показатель вырос более чем в 2 раза, до 0,8 млн т.

КР 9 мес. 2018.png

Ожидается, что в октябре объем погрузки снизится на 5-6%, до 2,9 млн т, в ноябре – в пределах 3%, до 2,8 млн т.

ПЛАТФОРМЫ (КРОМЕ ФИТИНГОВЫХ)

За 9 месяцев 2018 года объем погрузки на платформах (кроме фитинговых) вырос на 14,2%, до 33,7 млн т. Практически на четверть увеличилась погрузка во внутреннем сообщении, до 21,6 млн т, в экспортном – на 1,9%, до 12,1 млн т. Основу грузопотока составили две номенклатуры (около 90%): лесные грузы и черные металлы. Суммарный прирост достиг 13%, до 30,3 млн т. Среди лесных грузов выросли круглые лесоматериалы (+1,8%, до 15 млн т) и пиломатериалы (+18,6%, до 3,9 млн т), среди черных металлов – рельсы (на 53%, до 7 млн т).

В октябре и ноябре этого года ожидается прирост в пределах 10-13%, до 3,8 млн т и 3,4 млн т, соответственно.

Обзор подготовлен отделом оперативного маркетинга АО «Первая Грузовая Компания»

Для справки: АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) – крупнейший частный оператор железнодорожных перевозок в России. Компания предоставляет полный комплекс услуг по транспортировке грузов. В управлении ПГК – более 120 тыс. единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, цистерны, платформы и вагоны иных типов. Региональная сеть Компании представлена филиалами в 14 городах России, а международная – в Казахстане и совместным предприятием в Финляндии.

ПГК формирует железнодорожный дивизион международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). Помимо железнодорожных активов, Группа объединяет стивидорные компании на Северо-Западе и Юге страны и крупные российские судоходные активы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions