+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.08.2017 12:30:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Eesti Raudtee – аутсайдер региона

В I полугодии литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai лидировала по грузоперевозкам в странах Балтии. За январь – июнь 2017 года перевезено 24,45 млн т грузов (+5%). Вторую позицию c небольшим отставанием заняла латвийская Latvijas Dzelzcels c 24,36 млн т (+1,2%). Продолжают уменьшаться объемы перевозок эстонской Eesti Raudtee, на долю которой пришлось 6,25 млн т, или на 6,2% меньше, чем за аналогичный период 2016 года.
Lietuvos gelezinkeliai по-прежнему специализируется в большей степени на перевозках литовских и белорусских минеральных удобрений и нефтепродуктов. У предприятия нет зависимости от транзита российского угля и нефтепродуктов, как у соседей, поэтому в отчетном периоде не зафиксировано особого снижения потоков. В то же время в работе латвийской Latvijas dzelzcels, которая годами является коридором для транзита российских энергетических грузов, наблюдается заметное сокращение тоннажа нефтепродуктов и других грузов. Уголь пока что здесь, наоборот, в тренде, и его перевозки в Латвии растут.

Эстонское же направление переживает не лучшие времена. Прошло уже 10 лет с момента сокращения российского экспорта, и минусы больно ударили по транспортной и логистической отраслям страны. Сегодня треть перевозок Eesti Raudtee составляют минеральные удобрения, по 2/3 – нефтепродукты и горючий сланец.

Литовские рельсы на службе белорусских потоков

В I полугодии 2017-го Lietuvos gelezinkeliai увеличила грузоперевозки на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 24,45 млн т. Рекордно успешный июнь этого года с приростом на 12% позволил шагнуть на ступеньку вверх и стать лидером. Плюсовая динамика обусловлена транспортировкой калийных минеральных удобрений предприятия «Беларуськалий», нефтепродуктов с белорусских НПЗ и домашнего НПЗ в Мажейкяе.

Так, в отчетном периоде перевезено 7,8 млн т минудобрений (+22%). Большая часть груза приходится на долю белорусских калийных удобрений, небольшие партии представлены литовскими фосфорными и азотными удобрениями. В указанных компаниях от комментариев воздержались, ссылаясь на закрытость информации.

Следующая традиционная товарная группа Lietuvos gelezinkeliai – нефть и нефтепродукты. Их транспортировка за I полугодие сократилась на 17%, до 6,7 млн т. Проседание большое и вызвано рядом причин.

Летом 2016 года Россия более чем на треть сократила поставки нефти Белоруссии, а в октябре – еще на 15%. Как сообщили в Lietuvos gelezinkeliai, в I квартале текущего года российские компании снизили поставки нефти в Белоруссию до 4 млн т вместо 6 млн т, необходимых для полной загрузки мощностей белорусских НПЗ в квартал. В итоге рухнули объемы нефтепродуктов с Мозырского и Полоцкого НПЗ, следующие транзитом через Литву. Оживление перевозок стало возможным в мае, после того как в апреле 2017 года страны договорились об условиях поставок нефти Белоруссии.

«Поставки российской нефти возобновились с середины апреля. Между странами достигнуто соглашение о распределении 24 млн т нефти для белорусских НПЗ», – заявил прессе глава Дирекции грузоперевозок Lietuvos gelezinkeliai Эгидиюс Лазаускас. И еще один фактор, повлиявший на отрицательную динамику транспортировки нефтепродуктов за 6 месяцев, – весенний ремонт НПЗ Orlen Lietuva в Мажейкяе.

Крупнейшими партнерами по перевозкам в отчетном периоде стали Белоруссия, Россия, Польша, Украина, Латвия, Казахстан, Китай. Основная доля грузов (8,7 млн т, снижение на 0,5%) перевозится в сообщении Белоруссия – Литва, Литва – Белоруссия, и они остались на уровне I полугодия 2016-го.

В сообщении Россия – Литва, Литва – Россия транспортировано 7,1 млн т грузов (+20 %). При этом увеличились объемы угля на 40%, нефти и нефтепродуктов – на 56%.

Транзит в Калининград составил за 6 месяцев года 5,3 млн т (+15%). Основными грузами в данном направлении являются уголь (+42%), нефть и нефтепродукты (+28%), продукты питания (+1%), продукты растительного происхождения (-12%), металлы (-16 %).

В компании отмечают положительные тенденции на рынке, рассчитывая на общий рост экономики, тесное сотрудничество с железнодорожными администрациями. Надо отметить, что у Lietuvos gelezinkeliai амбициозные планы – оказаться среди 5 крупнейших грузоперевозчиков в Европейском союзе. В связи с этим в 2017 году ожидается рост грузоперевозок на 5–6% к уровню 48,6 млн т, перевезенных в 2016-м.

Основной груз в Латвии – уголь

Латвийская железнодорожная компания Latvijas dzelzcels за I полугодие 2017-го транспортировала 24,2 млн т грузов, что на 1,2% больше, чем за I полугодие 2016-го. То есть практически столько же, что и годом ранее.

Некоторые товарные группы пережили падение, связанное с сезонностью, другие – рост, который уравновешивает общий объем грузов. С учетом сезонности транзитной сферы, в июне отмечалось снижение потоков.

Основных грузопотоков у предприятия два – растущие угольные и постепенно снижающиеся нефтепродуктовые. В I полугодии 2017-го больше всего транспортировано угля – увеличение на 39,9%, до 10,2 млн т. Скачок обусловлен спросом из-за растущих цен на европейских рынках. По данным стивидоров, в отчетном периоде стоимость угля колебалась в январе – марте от $58 за т до $85 за т в апреле – мае. Кроме того, в зимние месяцы Latvijas dzelzcels перенимала дополнительные объемы к перевозке в связи с замерзающими портами в других странах.

Уголь составляет почти 50% от всего объема грузов предприятия. Из 10,3 млн т 3,2 млн уходит в Вентспилс, а 6,39 млн т везут к терминалам Рижского порта.

По неофициальным данным, с мая этого года ОАО «РЖД» не подтверждает планы грузовладельцев, которые готовы поставлять куда большие партии угля в сторону латвийских портов.

Нефтепродуктовые грузы занимают вторую позицию у Latvijas dzelzcels, и это примерно треть объемов. К слову, еще 3–4 года назад наливные грузы представляли половину тоннажа. В январе – июне 2017 года перевозка нефтепродуктов сократилась на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 7,61 млн т. По мнению экспертов рынка, предприниматели в целом уже не особо делают ставки на данный бизнес, нефтепродукты падали и продолжат свое падение почти по эстонскому сценарию. Планы реализуются: о диверсификации своих грузов в России было заявлено примерно 20 лет назад.

Согласно номенклатуре, в целом динамика перевозок компании за полугодие отрицательная. Так, минеральных удобрений в связи с ослаблением спроса на рынке перевезли 1,78 млн т (-11,8%). Химических продуктов (аммониак, метанол и др.) – 637 тыс. т (-13,2%), древесины – 551 тыс. т (-32,7%), зерна – 505 тыс.т (-29,9%). Отмечается, что объем перевозки зерна постепенно увеличивается. В этом сезоне, который только начался, ожидается прирост зерновых на 15–20% по отношению к предыдущему году.

В январе – июне у компании рос транзит по сухопутным маршрутам (+26,8%, до 1,7 млн т), транзит через припортовые станции (+2%, до 20,34 млн т) и международные перевозки (+1,2%, до 23,77 млн т). Но сократилась транспортировка по внутренним маршрутам (-1,5%, до 587 тыс. т), экспорт (-72,6%, до 189,9 тыс. т) и импорт (-26,2%, до 1,54 млн т).

По странам происхождения российские потоки занимают около 78% всех грузов, 15% – белорусские.

В I полугодии компания LDz Logistika («дочка» Latvijas dzelzcels) перевезла на 29% больше контейнерных грузов по сравнению с тем же периодом прошлого года, подтвердив таким образом увеличение потенциала в сегменте грузовых перевозок. Всего маршрутами контейнерных поездов «Зубр» и «Балтика-Транзит», а также первым испытательным рейсом из Рижского порта до города Кашгар на западе Китая было перевезено 6764 двадцатифутовых контейнера.

LDz Logistika сейчас акцентирует внимание на развитии контейнерного бизнеса, и за год с небольшим реализовала ряд проектов в этой сфере, запустив контейнерные поезда в сторону Китая и обратно. Кроме того, в ближайшей перспективе запуск составов из китайских провинций Чэнду и Шэньчжэня.

Разрабатывается еще один перспективный железнодорожный коридор из Индии через Россию направлением Мумбай – Рига, через иранский порт Бендер-Аббас.

«Недавно мы подписали договоры с компанией DHL Global Forwarding и RTS, что открывает новые возможности. Идет активная работа с партнерами из России, Белоруссии, Казахстана, Китая и Германии над дальнейшим развитием этого сегмента», – подчеркнул председатель правления LDz Logistika Вернер Лусис.

Однако ряд недавних мер может ослабить и без того не самую крепкую транспортно-логистическую отрасль Латвии. В начале августа дочернее предприятие латвийского перевозчика LatRailNet, принимающее решение о плате за пользование инфраструктурой, решило с 1 января 2018 года на 7% повысить тариф на железнодорожные перевозки. Что в комбинации с решением правительства страны с осени повысить акцизный налог на дизельное топливо может негативно повлиять на конкурентоспособность грузоперевозок в Латвии.

Аутсайдер региона

По инфраструктуре Eesti Raudtee за январь – июнь этого года перевезено 6,3 млн т грузов, что на 6,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам специалиста пресс-службы Eesti Raudtee Томаса Уйбопина, главной причиной сокращения грузов остается продолжающееся падение наливных грузов, которые, в свою очередь, диверсифицировали в порт Усть-Луга.

В отчетном периоде транспортировка нефтепродуктов просела на 43% и составила в общей сложности 1,4 млн т. В компании пытались замещать провал нефтепродуктами белорусского происхождения. Иногда по году перевозилось от 1 до 3 млн т различных нефтепродуктов, но сейчас эта группа товаров на дороге не так велика. Теперь налив в основном сформирован топливом для нужд внутреннего рынка Эстонии, который поставляется с литовского НПЗ Orlen Lietuva, а также есть партии с российских НПЗ. С Киришского завода уже несколько лет и вовсе ничего не поступает.

Крупнейшей группой грузов Eesti Raudtee в I полугодии были удобрения российских предприятий «Акрон» и «Еврохим» – перевезено 2,2 млн т (+12,4%). По предварительным данным, предприятия планируют завершить год с объемом в 4,1 млн т удобрений, как и в 2016-м.

Транспортировка горючего сланца с целью поставок местным электростанциям неподалеку от Нарвы за год выросла на 23,3% и составила 1,2 млн т. Химических грузов (аммиак с предприятия «Акрон») перевезли 530 тыс. т (+12,5%). Контейнерные перевозки в сравнении с прошлым годом упали на 15,2% и составили 15,9 тыс. TEU. Вызвано это общим сокращением расходования товаров широкого потребления и, в частности, снижением спроса на рынках России.

Доля транзитных перевозок составила 62%, упав на 15,8%, до 3,9 млн т. В пределах Эстонии было перевезено 1,6 млн т (+30%). Импортные перевозки сократились в объеме на 8,7%, до 620 тыс. т. Объем экспортных перевозок сохранился на прошлогоднем уровне в 100 тыс. т. По предварительным данным, по итогам 2017 года грузоперевозки Eesti Raudtee сократятся примерно на 10% и составят около 11–11,5 млн т.

Компания сейчас переживает нелегкие времена. В феврале председатель правления Eesti Raudtee Сулев Лоо за 3 года до истечения срока действия контракта подал заявление об уходе. Совет Эстонской железной дороги выбрал нового главу – им стал опытный транспортник Эрик Лайдвеэ, бывший руководитель стивидорной компании по оперированию контейнерных и генеральных грузов Transiidikeskus AS.

И все же по мнению экспертов отрасли, несмотря на все усилия представителей Министерства экономики и коммуникаций Эстонии, на заседание государственной транзитной комиссии в апреле и личные встречи и визиты на уровне Министерства транспорта РФ, Эстония уже не сможет вернуть российский железнодорожный транзит в прежнем объеме.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions