За свой долгий путь развития железные дороги сильно изменились. Каждый этап был ознаменован инновационным прорывом для своего времени, который всегда имел весомый мультипликативный эффект.
Появление паровой тяги в свое время привело к перестройке прежней системы гужевых перевозок. Переход на тепловую, а затем электрическую тягу значительно ускорил темпы индустриализации страны. Причем сегодня сеть РЖД на 80% электрифицирована, что является одним из наиболее высоких показателей по сравнению со стальными магистралями других стран. Правда, нас уже догоняет Китай.
Сегодня российские железные дороги подходят к очередному витку своего развития: увеличивается масса поездов и скорости движения. Но стоит ли повторять классические модели, реализованные в других странах? Взять, скажем, высокоскоростное движение. По оценкам ученых, создание скоростного евро-азиатского моста по классической модели обойдется в 19–20 трлн руб. А магнитолевитационная система – втрое дешевле. Правда, на это необходима, как говорили в старину, государева воля.
В любом случае появление новых транспортных систем – это очередной этап эволюции развития железных дорог. Магнитолевитационный транспорт – это, по сути, переход с системы «рельс–колесо» на новый тип подвеса и приведения поездов в движение. С технической точки зрения, многое уже сделано. Мы подобрали возможный полигон для испытания инновационного подвижного состава, создали кластер российских предприятий, способных выпускать комплектующие для магнитолевитационной системы. И готовы продолжать развитие в этом направлении.
Автор: Анатолий Зайцев, руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.