В ретроспективном же разрезе за пять лет заметно снижение перевозок зерна по отдельным магистралям и увеличение по другим. На Северо-Кавказской железной дороге погрузка в 2017 году составила 6,7 млн т, уменьшившись в 2021-м до 3,6 млн т, на Приволжской она равнялась 2,6 и 2,1 млн т соответственно, зато на Юго-Восточной она была 4,3 и 5 млн т, на Западно-Сибирской – 2,6 и 3,5 млн т.
Сокращение транспортировки зерна по сети РЖД в 2021 году было обусловлено принятыми правительством мерами по недопущению его подорожания – было введено квотирование и вывозные пошлины, приведшие к торможению экспорта и переориентации потоков на внутренний рынок. В то же время много российского зерна покупали Турция, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Казахстан, в число его потребителей после долгого перерыва вернулся Алжир.
Данные страны (кроме Алжира) в 2022 году и будут основными импортерами зерна из России, влияя на динамику и объемы его перевозок по железным дорогам к морским портам. В целом же в текущем году погрузка может просесть до 22–23 млн т, хотя не стал бы сбрасывать со счетов и ее стабилизации на уровне 2021-го.
Транспортировка зерна в контейнерах в ближайшие несколько лет может увеличиться, так как их применение отменяет необходимость в силосах в портах – контейнеры могут стоять в них под открытым небом, дожидаясь прихода судов за ними. И прямо из портов разными партиями их можно отправлять по различным маршрутам.
Но я не думаю, что она будет доминировать в структуре железнодорожных перевозок зерна в России, хотя по итогам 2021 года их транспортировка увеличилась в 2,2 раза, до 27,1 тыс. ДФЭ, ведь даже в развитых западных странах она не превышает 20%.
Подобная ситуация связана с затратностью и определенными техническими особенностями использования контейнеров. Срок эксплуатации вкладыша может быть небольшим, составляя несколько разгрузок, после зерна на обратном пути его нельзя ничем иным наполнять, в противном случае он будет непригоден для его доставки. И отправителю, и получателю надо будет потратить деньги на установку оборудования для загрузки зерна в контейнеры, их перемещения на платформы и для снятия с них и выгрузки зерна. На платформу можно поместить только два контейнера, и общая масса доставляемого в них зерна будет на 20% меньше, нежели в хоппере. Поэтому транспортировка зерна в контейнерах будет все-таки нишевой «историей» и полностью не сможет заменить традиционные грузовые вагоны.
Автор: Леонид Хазанов, промышленный эксперт
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.