Планы РЖД по увеличению контейнерного транзита по территории РФ до 4 млн контейнеров в год вполне можно назвать реалистичными, учитывая тот факт, что сейчас основной объем товаров попадает в Европу морским транспортом. Главной проблемой станет неготовность всей инфраструктуры к кратному росту объемов перевозок как на китайской, так и на российской стороне. Необходимо тщательно проанализировать маршруты движения, оценить пропускную способность каждого элемента инфраструктуры и их текущую загруженность, обеспеченность современными средствами связи и обученным персоналом. Все они должны слаженно функционировать на всем пути следования состава.
Основными условиями для дальнейшего роста транзитных контейнерных перевозок являются: во-первых, ценовая стабильность – чем более прозрачными и предсказуемыми будут цены и больше будет срок их действия без пересмотра, тем предпочтительнее станет железнодорожный транзит для клиентов; во-вторых, наличие гарантированных провозных мощностей. Возможность отправить свои грузы по железной дороге без риска простоев и задержек позволят переключить основные грузопотоки.
И в-третьих, гарантия высокого качества оказываемых услуг. Здесь необходимо обеспечить стабильность транзитного времени, возможность отслеживания движения грузов по маршруту, их полную сохранность и соблюдение условий транспортировки (что особенно важно для грузов, перевозимых в контейнерах с температурным контролем).
Если говорить о наиболее перспективных транзитных маршрутах через РФ, российско-китайский маршрут, безусловно, наиболее предпочтителен для нашей страны, так как сокращает время доставки за счет меньшего количества погранпереходов и в целом обеспечивает больший уровень управляемости для РЖД. Однако пропускная способность и готовность инфраструктуры могут стать теми вопросами, которые необходимо решать уже сейчас для приоритетного развития этого направления.
Основные маршруты в Европу в данный момент проложены, имеет смысл говорить об их развитии и росте пропускной способности, а также сокращении транзитного времени. Кардинально поменять ситуацию сможет заработавший в полную силу Северный морской путь, вполне способный дать толчок к развитию новых транзитных маршрутов.
Автор: Владимир Серебряков, генеральный директор Gebrueder Weiss в России
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.