+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2022 11:10:08
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Со стороны контрагентов участились попытки навязывания обслуживания их фронтов погрузки/выгрузки локомотивами сторонних организаций

Задача железнодорожного транспорта необщего пользования (или промышленного железнодорожного транспорта) – перевозка промышленных грузов (продукции, сырья, отходов производства) между предприятием и станцией, входящей в сеть ОАО «РЖД». Этот сегмент транспортной сети страны имеет огромное значение в формировании совокупного грузопотока страны. Более 80% грузопотока, перевозимого магистральным транспортом, начинается и заканчивается именно на путях необщего пользования.
Со стороны контрагентов участились попытки навязывания обслуживания их фронтов погрузки/выгрузки локомотивами сторонних организаций
Основная цель ассоциации «Промжелдортранс» – не только защита интересов ее членов, но и сохранение стабильной работы железнодорожного транспорта необщего пользования в целом. ППЖТ – важный участник перевозочного процесса. В каждом крупном грузовом узле сложился определенный алгоритм работы, доказавший свою жизнеспособность на протяжении многих лет.

К сожалению, в последнее время мы наблюдаем ситуацию, когда крупные компании-грузоотправители пытаются изменить этот устоявшийся порядок. Участились случаи попыток со стороны контрагентов навязывания обслуживания их фронтов погрузки/выгрузки локомотивами сторонних организаций. Это происходит без очевидно объективных причин под предлогом высокой стоимости услуг ППЖТ.

Напомним, что тарифы на услуги ППЖТ регулируются в соответствии с постановлением правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», при котором применяются разные предельные значения рентабельности к себестоимости услуг, зачастую не более 2%, что не обеспечивает возможность обновления основных средств и развитие ППЖТ, и которые распространяются на всех контрагентов (грузополучателей) и включают в себя расходные показатели по планируемому объему груза и общим расходам.

Примером может служить конфликт одного из владельцев путей необщего пользования Московского региона с крупным грузоотправителем, ставший предметом разбирательств в ФАС. Грузоотправитель, по сути, пытается навязать обслуживание фронтов погрузки/выгрузки ППЖТ локомотивами сторонних организаций.

Это происходит в нарушение статей 55, 60 и 63 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ. В соответствии со ст. 60 Устава отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования регулируются договором, в котором в том числе прописывается технология с учетом всех мер безопасности движения поездов и режим работы предприятий в зависимости от объема грузовой работы.

Только при отсутствии у ППЖТ локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути могут осуществляться локомотивом, принадлежащим перевозчику, и только с согласия владельца этих путей на условиях договоров, заключенных в соответствии с Уставом. ППЖТ вправе отказать в осуществлении подачи, уборки вагонов на принадлежащих ему железнодорожных путях в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей в соответствии со ст. 63.

Кроме того, в данном случае при обслуживании железнодорожного пути контрагента необходимо учитывать законные права, технические возможности, технологию работы и других контрагентов (грузоотправителей/грузополучателей) на единственном однопутном соединительном пути со станцией примыкания.

В случае принятия решения о безосновательном допуске локомотивов сторонних организаций для обслуживания контрагентов ППЖТ, в обход требований статей 55, 60, 63 Устава, появится опасный прецедент, который негативно отразится на работе системы ППЖТ и железнодорожного транспорта в целом.

Поясню на примере. Как правило, в грузовом узле, который обслуживает ППЖТ, существует один-два крупных грузоотправителя, на которых приходится 70–80% оборота. Остальные 20–30% составляют небольшие предприятия, которые, однако, могут быть социально значимыми (ТЭЦ, гидроузел и др.). Себестоимость транспортных услуг формируется равномерно для всего грузового узла. В случае если подача-уборка вагонов будет осуществляться сторонней организацией в интересах одного крупного грузоотправителя, остальные предприятия рискуют остаться вообще без обслуживания.

Если ППЖТ увеличит тарифы для оставшихся небольших клиентов, они перейдут на другие виды транспорта или будут вынуждены вообще прекратить свой бизнес. Также под вопросом окажется существование самого ППЖТ. Транспортное предприятие, лишившись якорного клиента-грузоотправителя, просто не сможет содержать инфраструктуру и штат для обслуживания более мелких клиентов. При таком развитии событий возможны серьезные негативные последствия: рост безработицы, социальной напряженности и т. д.

Таким образом, необоснованные попытки сторонних заинтересантов внедрить тяговый подвижной состав чужой собственности в обслуживание контрагентов ППЖТ не могут не вызывать беспокойства. Владельцы путей необщего пользования убеждены, что такие действия негативно повлияют на сложившуюся технологию работы грузового узла в целом и сохранение должного уровня безопасности железнодорожных перевозок.

Обеспечить ритмичность обработки грузов может только повышение эффективности взаимодействия всех участников перевозочного процесса грузового узла в единой экосистеме.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions