+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.01.2022 11:06:10
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Отношениям РЖД и портов нужна перезагрузка

Затруднения во взаимодействии с портами, к сожалению, появляются достаточно регулярно. Приведу показательный пример: каждые сутки в портах вагонов под выгрузку остается на 6 тыс. больше, чем порты фактически выгружают. А зимний период еще и отличается неблагоприятными погодными условиями: грузы смерзаются, от чего тормозится выгрузка. Это приводит к еще большим задержкам.
Отношениям РЖД и портов нужна перезагрузка
Этой зимой, а если быть точнее, с конца ноября традиционно наблюдались затруднения по выгрузке в портах, что приводило к скоплению грузов в адрес портовиков. За 20 дней января потери по выгрузке в морских терминалах составили более 22 тыс. вагонов, это 1,6 млн т груза. Из-за несвоевременного подвода флота задержано около 5,5 тыс. вагонов. Из-за поломок оборудования на предприятиях было потеряно почти 2,9 тыс. вагонов. Неблагоприятные погодные условия привели к потере более 8,3 тыс. вагонов.

Мы находимся в постоянном диалоге с коллегами-портовиками. По мнению РЖД, при том объеме работ, которые нам сегодня необходимо делать по строительству, содержанию и модернизации инфраструктуры, нам надо более эффективно использовать возможности погрузки и отправки в зимний период времени.
Для этого необходимо, чтобы, во-первых, грузы лучше готовились к перевозке. Для этого мы предлагаем вернуться к пересмотру правил перевозок смерзающихся грузов с учетом новых актуальных технологий. Проект новых правил, составленный ОАО «РЖД», подразумевает и ответственность грузоотправителей за подготовку грузов к перевозке в зимний период, и обязанность грузополучателей оборудовать места приемки оборудованием для разогрева. Кроме того, мы добавили в документ новые современные методы борьбы со смерзаемостью.

Во-вторых, мы хотели бы предложить коллегам шире использовать возможности информационных ресурсов ОАО «РЖД». Нам бы хотелось перейти с портами на работу по некоему комплаенсу, когда порт, видя объем грузов, следующих в его адрес, и понимания, какие суда находятся в доступе, сам принимает решения по ограничению погрузки в свой адрес. У нас уже есть информационные решения, к которым мы готовы подключить порты (например, ДИЛС – дорожная информационно-логистическая система), есть суточный клиентский план погрузки. Но из 220 примыкающих к железной дороге терминалов к системе ДИЛС сегодня подключено только 37. Мы получили заявки еще от 12 терминалов, но даже если их добавить к системе, это будет только 21% от общего числа.

Если порт не принимает решения об ограничении погрузки в свой адрес самостоятельно, железнодорожники вынуждены вводить ограничительные конвенции. Это вынужденная мера. Конвенция сегодня – это топор, а не скальпель. С ее помощью ограничивается погрузка всех грузоотправителей в адрес порта, просто потому что общее количество вагонов на рейсе превышает возможности порта или обеспечивает его выгрузкой на ближайшие 10 дней.

Сейчас в адрес портов действуют порядка 70 конвенционных ограничений. Как правило, они не длительные (3–10 дней). И мы видим, что в динамике ситуация становится лучше. Максимальное количество отставленных от движения поездов в адрес российских портов мы наблюдали в конце декабря. Сейчас за счет конвенционных ограничений ситуация улучшилась, и понемногу их общее число снижается. Но в целом количество конвенционных ограничений в этом году примерно в 2 раза больше, чем в прошлом году. Нам кажется, что можно было бы обойтись без такого жесткого ограничения, а, к примеру, отрегулировать взаимодействие в части конкретных грузоотправителей. Особенно актуален такой механизм будет для портов, являющихся частью структуры предприятий-грузоотправителей.

В-третьих, мы хотели бы заняться совершенствованием договорных отношений. В 2020 году приказом Минтранса была утверждена типовая форма договора об организации перевалки грузов в морском порту. Этот договор подразумевает в том числе взаимодействие между железной дорогой и портом в части планирования загрузки. Наличие такого договора позволяет нам одинаково оценивать ситуацию, вести совместный учет потерь на стыке «железная дорога – порт». Однако на сегодняшний момент только 35 терминалов заключили такие договоры. Кроме того, по ним нужна донастройка, общее согласование ожиданий. К сожалению, выгрузка в портах при любых раскладах не превышает 70% от перерабатывающей способности, которую порт заявляет. Вероятно, заявленные мощности соответствуют идеальным условиям. И такое несоответствие порождает ложные ожидания у железной дороги и грузоотправителей.

Наконец, сейчас мы на каждом совещании обращаем внимание коллег на важную задачу – подготовку портов к зимним условиям работы. Приведу пример. Из всей массы угольных терминалов страны, а их 50, только 7 оснащены вагоноопрокидывателями и размораживающими устройствами, а самоходные маневренные резательные комплексы есть только на трех терминалах в Дальневосточном бассейне. Это приводит к тому, что нормы на выгрузку существенно завышаются.

Хочу подчеркнуть: тема взаимодействия портов и железной дороги – сложная и комплексная. И все же нам давно пора четко идентифицировать проблематику и заняться ее устранением.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions