+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2020 09:18:41
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Финансирование проекта СШХ на уровне 3–4 млрд руб. носит весьма символический характер

Суммарный объем средств, направляемых на реализацию проектов инвестиционной программы ОАО «РЖД» за 2020–2023 гг., оценивается на уровне 3 трлн руб., в том числе финансирование проекта по модернизации объектов железнодорожной инфраструктуры Северной и Свердловской железных дорог в рамках развития транспортной инфраструктуры Северного широтного хода (СШХ) составляет 3,5 млрд руб. (против ранее утвержденных 96,2 млрд руб.).
Финансирование проекта СШХ на уровне 3–4 млрд руб. носит весьма символический характер
В данном случае нельзя забывать, что ОАО «РЖД» является прежде всего государственной компанией, где стратегические ориентиры развития с учетом прогнозного развития национальной экономики определяет правительство РФ. Одну из ключевых ролей в финансировании инвестиционной программы национального перевозчика играют бюджетные средства, в том числе средства ФНБ. К примеру, фактическое исполнение инвестпрограммы ОАО «РЖД» за прошлый год составляет 674,1 млрд руб., в том числе 83,6 млрд руб. – средства государственной поддержки.

Исходя из национальных интересов, которые еще были отмечены в мае 2020 года на уровне президента РФ, для ОАО «РЖД» приоритетными проектами остаются модернизация железнодорожной сети Восточного полигона; амбициозные планы пассажирского сообщения, представляющие собой строительство ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом, развитие Центрального транспортного узла (ЦТУ).

Необходимо отметить, что по данным направлениям актуализированным вариантом инвестпрограммы ОАО «РЖД» планируется суммарный рост уровня инвестиций на сумму 88,1 млрд руб., в том числе для Восточного полигона – на 12,6 млрд руб., или на 4%, на ВСМ – 31,1 млрд руб., или практически в 2 раза, для ЦТУ – на 44,4 млрд руб., или на 16,5%. Кроме этого, нельзя забывать о проекте «Южный кластер», предполагающем модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры черноморского побережья Краснодарского края и поддержанном президентом РФ.

Таким образом, в сложившихся макроэкономических условиях необходимость пересмотра инвестиционной программы ОАО «РЖД» в сторону скорейшей реализации ключевых проектов, необходимых для развития национальной экономики и имиджа РФ на мировой арене, выглядит актуальным и объективным трендом российской экономический политики.

Обозначенное в новом варианте инвестиционной программы ОАО «РЖД» финансирование проекта СШХ на уровне 3–4 млрд руб., на наш взгляд, носит весьма символический характер. Так, в 2017 году суммарная стоимость реализации проекта СШХ оценивалась на уровне 240 млрд руб., в том числе средства ОАО «РЖД» – 105 млрд. руб. Кроме этого, судьба инвестиционного проекта зависит не только от решений ОАО «РЖД», но и других крупных инфраструктурных государственных компаний – АО «Новатэк» и ПАО «Газпром».

Первоначально инвестиционный проект СШХ предусматривал строительство новой железнодорожной магистрали протяженностью в 707 км с прогнозным объемом перевозок в 23–24 млн т. Данная магистраль должна обеспечить транспортную связь между восточной и западной частями Ямала. С точки зрения наращивания транзитного потенциала перспективы выхода значительного объема грузопотока на северный морской путь являются амбициозными и стратегически верными. После реализации проекта планировалось загрузить данный участок железнодорожной инфраструктуры перевозками углеводородного сырья, что позволит РЖД привлекать на инфраструктуру высокодоходные грузы. Однако с учетом сложившихся тенденций в мировой экономике инвестпрограммы АО «Новатэк» и ПАО «Газпром» также прошли оптимизацию и в настоящий момент ориентированы на другие направления с иными логистическими задачами.

На наш взгляд, к данному проекту целесообразно вернуться на рубеже 2024–2025 гг., когда подойдет окончание срока активного строительства Восточного полигона и других крупных инвестпроектов. В настоящее время финансирование по данному проекту можно временно заморозить – минимум до момента восстановления национальной экономики и, соответственно, роста погрузки на железнодорожной сети; максимум до нового согласования инвестиционных планов с газодобывающими компаниями при территориальном освоении Арктической зоны России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions