+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2017 16:49:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс выгодна для России

Коренным образом могут измениться грузопотоки в регионе с запуском маршрута Баку – Тбилиси – Карс (БТК), который соединил азербайджанские и грузинские железные дороги с турецкими и торжественно сдан в эксплуатацию в понедельник, сообщает Sputnik Азербайджан.
В Баку с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева, первой леди Мехрибан Алиевой, турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с супругой Эмине Эрдоган, глав правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана Бакытжана Сагинтаева, Георгия Квирикашвили и Абдуллы Арипова, а также делегаций Таджикистана, Туркменистана и других официальных лиц прошла официальная церемония сдачи в эксплуатацию маршрута Баку – Тбилиси – Карс протяженностью 826 км.
"Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс – исторический проект стратегического значения", – сказал президент Азербайджана в ходе своего выступления на официальной церемонии открытия железнодорожного сообщения БТК.

С вводом в эксплуатацию БТК открывается кратчайший путь для перевозок грузов и пассажиров из Китая и Центральной Азии в направлении Турции и далее в страны Юго-Восточной Европы. Не случайно в торжественной церемонии открытия маршрута принял участие премьер Казахстана: именно из этой страны (Кокшетау) по БТК отправился первый грузовой состав с 32 контейнерами, конечным пунктом назначения которого служит станция Мерсин (Турция). Тем самым Казахстан делает ставку на значительные объемы транзита грузов в направлении Турции.

Привлекательность БТК для перевозки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) возникает благодаря таким составляющим, как снижение себестоимости перевозки грузов, время нахождения в пути и безопасность транспортировки. С вводом в строй маршрута Баку – Тбилиси – Карс из ТМТМ исключается необходимость перевозок морским путем – из грузинских в турецкие черноморские порты.
Иными словами, исключаются и дополнительные транспортные расходы на морские паромные перевозки, а также портовые сборы. Это обещает привлечь внимание отправителей грузов по ТМТМ и заметно повысит привлекательность маршрута в сравнении с другими.

БТК – коммерческий проект, а не политическая авантюра

Противники строительства 98-километрового участка железной дороги между турецким Карсом и грузинской станцией Ахалкалаки называли проект дорогостоящей политической авантюрой руководства Турции и Азербайджана, которая нацелена на дальнейшую изоляцию Армении.

Отметим, что строительство данного участка продолжалось порядка 10 лет и обошлось, по некоторым данным, в $1,5 млрд. Однако в результате двум постсоветским республикам – Азербайджану и Грузии – удалось напрямую соединить свои железные дороги с Турцией, и востребованность маршрута подтверждает правильность принятого решения.

В контексте упомянутого обвинения в изоляции следует упомянуть, что руководство Европейского союза и представители международных финансовых институтов предприняли меры к тому, чтобы перекрыть доступ трех стран БТК к финансовым ресурсам, что в немалой степени послужило причиной задержки сроков.

Ввод в строй БТК окажет заметное влияние не только на увеличение объемов перевозки транзитных грузов, но и даст толчок развитию восточных районов в Турции и юго-западного региона Грузии. А непосредственно Азербайджану запуск БТК позволит стать региональным транспортным хабом, который будет способствовать перевозкам грузов не только в направлении Запад – Восток, но и Запад – Юг и Запад – Север.

Транспортировка грузов по БТК выгодна России

Реализацию со стороны Баку данного железнодорожного проекта некоторые силы хотят преподнести как недружественный шаг по отношению к России в виде создания альтернативного маршрута для перетягивания на себя транзита грузов из Китая.

Здесь стоит отметить, что в данном вопросе противопоставлять Россию и Азербайджан не стоит, так как, создавая привлекательные сухопутные маршруты для транзита грузов из Китая в Европу, обе страны прилагают усилия к тому, чтобы доказать большую эффективность сухопутных маршрутов по сравнению с морскими и, естественно, ведут взаимную конкуренцию.

В то же время начало работы БТК позволит заметно снизить расходы на поставки российского зерна, леса и других товаров в направлении Турции и Юго-Восточной Европы. Более того, загруженные товарами из Поволжья и Урала железнодорожные составы через БТК могут выйти напрямую на турецкие порты в Средиземном море и далее в страны Африки. Иными словами, российские грузы в новом формате логистики получат прямой выход на 80-миллионный рынок Турции.

Кстати, и Турция те же томаты или иную плодоовощную продукцию сможет переправлять в Россию по прямому пути вместо комбинированных мультимодальных перевозок (железная дорога – морские суда – железная дорога).

Впрочем, руководство России, скорее всего, примет участие в открытии другого трансграничного железнодорожного маршрута, проходящего в направлении Ирана в рамках международного коридора Север – Юг. Руководство Азербайджана на днях уже одобрило выделение Ирану кредита в $0,5 млрд на строительство на иранской территории железнодорожной ветки Астара – Решт, которая обеспечит выход российской и азербайджанской железных дорог к иранской сети.

Маршрут БТК проходит через Бакинский международный порт в Аляте, откуда грузы по новому маршруту будут транспортироваться в направлении севера (Россия и скандинавские страны), юга (Иран и его порты в Персидском заливе и Пакистан), востока (порты Казахстана и Туркменистана в направлении Китая и Афганистана).

С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить 1 млн пассажиров и 6,5 млн т грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 млн т и 2 млн пассажиров в год. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions