+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2017 16:49:00
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс выгодна для России

Коренным образом могут измениться грузопотоки в регионе с запуском маршрута Баку – Тбилиси – Карс (БТК), который соединил азербайджанские и грузинские железные дороги с турецкими и торжественно сдан в эксплуатацию в понедельник, сообщает Sputnik Азербайджан.
В Баку с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева, первой леди Мехрибан Алиевой, турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с супругой Эмине Эрдоган, глав правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана Бакытжана Сагинтаева, Георгия Квирикашвили и Абдуллы Арипова, а также делегаций Таджикистана, Туркменистана и других официальных лиц прошла официальная церемония сдачи в эксплуатацию маршрута Баку – Тбилиси – Карс протяженностью 826 км.
"Железная дорога Баку – Тбилиси – Карс – исторический проект стратегического значения", – сказал президент Азербайджана в ходе своего выступления на официальной церемонии открытия железнодорожного сообщения БТК.

С вводом в эксплуатацию БТК открывается кратчайший путь для перевозок грузов и пассажиров из Китая и Центральной Азии в направлении Турции и далее в страны Юго-Восточной Европы. Не случайно в торжественной церемонии открытия маршрута принял участие премьер Казахстана: именно из этой страны (Кокшетау) по БТК отправился первый грузовой состав с 32 контейнерами, конечным пунктом назначения которого служит станция Мерсин (Турция). Тем самым Казахстан делает ставку на значительные объемы транзита грузов в направлении Турции.

Привлекательность БТК для перевозки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) возникает благодаря таким составляющим, как снижение себестоимости перевозки грузов, время нахождения в пути и безопасность транспортировки. С вводом в строй маршрута Баку – Тбилиси – Карс из ТМТМ исключается необходимость перевозок морским путем – из грузинских в турецкие черноморские порты.
Иными словами, исключаются и дополнительные транспортные расходы на морские паромные перевозки, а также портовые сборы. Это обещает привлечь внимание отправителей грузов по ТМТМ и заметно повысит привлекательность маршрута в сравнении с другими.

БТК – коммерческий проект, а не политическая авантюра

Противники строительства 98-километрового участка железной дороги между турецким Карсом и грузинской станцией Ахалкалаки называли проект дорогостоящей политической авантюрой руководства Турции и Азербайджана, которая нацелена на дальнейшую изоляцию Армении.

Отметим, что строительство данного участка продолжалось порядка 10 лет и обошлось, по некоторым данным, в $1,5 млрд. Однако в результате двум постсоветским республикам – Азербайджану и Грузии – удалось напрямую соединить свои железные дороги с Турцией, и востребованность маршрута подтверждает правильность принятого решения.

В контексте упомянутого обвинения в изоляции следует упомянуть, что руководство Европейского союза и представители международных финансовых институтов предприняли меры к тому, чтобы перекрыть доступ трех стран БТК к финансовым ресурсам, что в немалой степени послужило причиной задержки сроков.

Ввод в строй БТК окажет заметное влияние не только на увеличение объемов перевозки транзитных грузов, но и даст толчок развитию восточных районов в Турции и юго-западного региона Грузии. А непосредственно Азербайджану запуск БТК позволит стать региональным транспортным хабом, который будет способствовать перевозкам грузов не только в направлении Запад – Восток, но и Запад – Юг и Запад – Север.

Транспортировка грузов по БТК выгодна России

Реализацию со стороны Баку данного железнодорожного проекта некоторые силы хотят преподнести как недружественный шаг по отношению к России в виде создания альтернативного маршрута для перетягивания на себя транзита грузов из Китая.

Здесь стоит отметить, что в данном вопросе противопоставлять Россию и Азербайджан не стоит, так как, создавая привлекательные сухопутные маршруты для транзита грузов из Китая в Европу, обе страны прилагают усилия к тому, чтобы доказать большую эффективность сухопутных маршрутов по сравнению с морскими и, естественно, ведут взаимную конкуренцию.

В то же время начало работы БТК позволит заметно снизить расходы на поставки российского зерна, леса и других товаров в направлении Турции и Юго-Восточной Европы. Более того, загруженные товарами из Поволжья и Урала железнодорожные составы через БТК могут выйти напрямую на турецкие порты в Средиземном море и далее в страны Африки. Иными словами, российские грузы в новом формате логистики получат прямой выход на 80-миллионный рынок Турции.

Кстати, и Турция те же томаты или иную плодоовощную продукцию сможет переправлять в Россию по прямому пути вместо комбинированных мультимодальных перевозок (железная дорога – морские суда – железная дорога).

Впрочем, руководство России, скорее всего, примет участие в открытии другого трансграничного железнодорожного маршрута, проходящего в направлении Ирана в рамках международного коридора Север – Юг. Руководство Азербайджана на днях уже одобрило выделение Ирану кредита в $0,5 млрд на строительство на иранской территории железнодорожной ветки Астара – Решт, которая обеспечит выход российской и азербайджанской железных дорог к иранской сети.

Маршрут БТК проходит через Бакинский международный порт в Аляте, откуда грузы по новому маршруту будут транспортироваться в направлении севера (Россия и скандинавские страны), юга (Иран и его порты в Персидском заливе и Пакистан), востока (порты Казахстана и Туркменистана в направлении Китая и Афганистана).

С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить 1 млн пассажиров и 6,5 млн т грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 млн т и 2 млн пассажиров в год. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions