RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
30.08.2016 11:33:50
РЖД-Партнер

Вопрос о разработке и введении нового Прейскуранта № 10-01 просрочен как минимум на три года - мнение

В настоящее время вопрос о разработке и введении нового Прейскуранта № 10-01 просрочен как минимум на три года. Сегодняшний план совершенствования системы тарифообразования на сети железных дорог, разработанный Минэкономразвития РФ, не решает главного вопроса - соответствия уровня тарифов спросу на услуги естественной монополии. План МЭР очень похож на возможность выговориться, порассуждать о том, каким должен быть новый прейскурант в перспективе. Но принимать конкретные решения федеральные органы исполнительной власти пока не готовы. Почему? Потому что принятие таких решений потребует ответов на очень щепетильные и непопулярные вопросы: что делать с тарифами на экспортные перевозки угля? Что делать с тарифами на экспортные перевозки руды? Как учитывать в тарифе стоимость приватной локомотивной тяги? И так далее. 

Угольное и сырьевое лобби сегодня не заинтересованы в открытии серьезного диалога на тему изменения ж/д тарифов. Нет уверенности и в способности министерств и служб в постановке и решении этих вопросов, особенно, в преддверии выборов. Между тем, так называемый рычаг опрокидывания, при котором убыточные для перевозчика тарифы, предоставляемые производителям руды и угля, не компенсируются падающими объемами транспортировки грузов второго и третьего тарифных классов, с каждым годом работает все сильнее. И даже введение экспортной надбавки не позволяет стабилизировать структуру доходов.

Для того, чтобы стабилизировать структуру доходов перевозчика, мало заниматься совершенствованием текущей системы тарифообразования. Она уже лишена стабильной точки опоры. Мало начать диалог, необходимо приступить к активной разработке новой тарифной системы, при этом сроки, указанные в дорожной карте МЭР России, требуют жесткого сокращения.

Например, стоит принять решение о том, что 2015 год принимается как отчетный для проектирования ставок и проведения анализа. Есть смысл выделить критические в плане тарификации номенклатуры -- уголь, кокс, руду. Следует принять решения по определению количества тарифных классов. Хотя, по нашей оценке, три тарифных класса – это оптимальная конструкция. Стоит провести чистые расчеты тарификации перевозок без специальных условий, определить основную структуру правил применения тарифов, осуществит несколько расчетов моделей и только после этого принимать решение по тарификации перевозок грузов, требующих серьёзных корректировок в сторону скидок.

Если проводить меньше времени на совещаниях по обсуждению дорожной карты, а просто начать её реализовывать, то первые значительные итоги можно будет обсудить под новый 2017 год. Все упирается в силу воли и наличие желания что либо делать.

Система тарифного регулирования в настоящее время состоит из трёх крупных блоков. Первый – это непосредственно ставки тарифов, приведённые во второй части Прейскуранта N 10-01. В основе этих ставок лежит формула А+В*L. Второй блок -- это правила применения тарифов, где учтены все коэффициенты, которые отражают классность, дальность, группность, конкретные номенклатуры и направления транспортировки грузов. Третий блок – это гибкая тарифная политика или тарифный коридор.

Работа над действующим прейскурантом была начата в 2001 году, но апогея она достигла в середине 2002 года. Итоги этой работы были рассмотрены и утверждены на заседании правительства Российской Федерации в октябре 2002 года. Сам прейскурант был утверждён Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации 17 июня 2003 года. В рамках разработки прейскуранта на площадке ФЭК регулярно собиралась рабочая группа, в которую входили не только чиновники и железнодорожники, но и представители бизнес-сообщества.

Главным принципом при проектировании ставок тарифов и правил их применения являлся принцип сходимости финансовых результатов по старому и новому прейскурантам. Ещё одним важным принципом было снижения количества спецставок и исключительных тарифов. Главной новеллой действующего Прейскуранта № 10-01 стало выделение вагонной составляющей. Споры о её размере не утихали несколько месяцев, и в итоге участники рынка остановились на цифре в 15,4%.

Также новеллой действующего прейскуранта стало введение третьего раздела для расчета экспортно-импортных тарифов на перевозки грузов через сухопутные погранпереходы. Особенностью этого раздела стал механизм проектирования ставок тарифа. За основу были взяты тарифные ставки международного транзитного тарифа, пересчитанные в рублях по курсу на 31 декабря 2002 года.

В таком виде Прейскурант просуществовал недолго - до 31 декабря 2003 года. В конце декабря Правление ФЭК России приняло постановление о введении с 1 января 2004 года более 70 исключительных тарифов, многие из которых носили фиксированные значения. В 2005 году началась унификация второго и третьего разделов прейскуранта. При этом прозрачный и понятный тариф второго раздела подтягивался к уровню непрозрачного тарифа третьего раздела. В 2006 году было принято решение об искусственном увеличении вагонной составляющей на полувагоны до 20%. В дальнейшем -- 2008, 2010, 2011 гг. Федеральная служба по тарифам занималась совершенствованием прейскуранта.

В 2012 году была проведена серьёзная тарифная реформа. Изменения коснулись не только Правил применения тарифов, но и сами ставки. Были откорректированы коэффициенты А и В. Ликвидирована вагонная составляющая для полувагонов

инвентарного парка. В итоге действующий Прейскурант серьёзно отличается от утверждённого в 2003 году документа.

Конечно, в настоящее время у всех участников рынка есть полное понимание того, что парадигма рынка сильно изменилась, и эти изменения требуют отражения в тарифной политике.
Павел Иванкин, генеральный директор АНО Институт исследования проблем железнодорожного транспорта 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions