Проект, являющийся для стран ЕАЭС новым опытом, потребует разработки и согласования новых для этого рынка типов подвижного состава и технологических регламентов.
В иерархии видов грузового транспорта по соотношению стоимости и времени доставки ВСМ может занять нишу между авиацией и морским транспортом, говорится в публикации. Отмечая ряд преимуществ морской доставки грузов, среди которых вместимость, стоимость и прозрачность международного морского права, аналитик напоминает, что сухопутные перевозки значительно быстрее. Более близким конкурентом ВСМ "Евразия" по соотношению стоимости и скорости может стать авиация, отмечает Н. Гастон. Тем не менее она добавляет, что масштаб этого рынка на пространстве ЕАЭС пока очень мал.
Устойчивая ниша грузов для ВСМ еще не сформировалась – проект предвосхищает спрос, пишет аналитик. Заявленные капитальные затраты в проекте на российском отрезке составляют 3,58 трлн руб. Если 50% объемов ВСМ будет обеспечиваться грузовым движением, даже при стоимости привлечения финансирования под 4–6% инфраструктурная составляющая тарифа в грузовом движении в транзите может составить от 6 до 9 тыс. руб. за 1 т груза, в пересчете на условный контейнер 20 т – $2–3 тыс. за контейнер, не включая все прочие расходы, размышляет аналитик.
Потенциальные грузы ВСМ – товары высокой добавленной стоимости, продолжает она. Сегодня общий объем этих перевозок составляет менее 1% от общего объема погрузки РЖД, замечает Н. Гастон. По данным ПАО "ТрансКонтейнер", объемы контейнерного транзита в 2016 году достигли 258 тыс. TEU (+18,8% год к году). В случае увеличения существующего транзита контейнеров (в 2 или 3 раза) до 10–12 млн т в масштабе деятельности РЖД, эти объемы не превысят 2–3% погрузки на существующей инфраструктуре в той же нише спроса, на которую может претендовать ВСМ, говорит Н. Гастон.
Что касается пассажирского сегмента, аналитик отмечает острый вопрос конкуренции магистрали и воздушного транспорта. Приводя в пример строительства ВСМ за рубежом, которые в конечном счете оказываются убыточными вследствие низкой загрузки, Н. Гастон отмечает низкую плотность населения в России, что обостряет риски пассажирского спроса в проекте "Евразия".
Ранее газета "РБК" сообщала о том, что Министерство транспорта РФ отправило проект на доработку после рассмотрения предварительного ТЭО "Евразии" у заместителя министра транспорта Алана Лушникова.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.