+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2016 09:00:24
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Транспортное машиностроение – точка роста

Вчера состоялось совещание премьер министра России и первых лиц транспортной отрасли. Они не только обсудили результаты прошлого года, но и выявили те формы и способы поддержки машиностроительных предприятий, которые будут применяться в будущем для развития производства и транспортной отрасли. 

Ставка на производителей

Железнодорожное машиностроение является высокотехнологичной отраслью, обеспечивающей высокий уровень добавленной стоимости при производстве подвижного состава, а также влияющей на поддержание спроса на продукцию в смежных отраслях.

«От современного, безопасного и скоростного транспорта зависит нормальная работа всей экономики, а главное – комфорт миллионов людей, которые ежедневно добираются на поездах от дома и работы, путешествуют по стране. Поэтому в сфере железнодорожного машиностроения одна из главных задач – это производство современных вагонов, как принято говорить сейчас, инновационных, а также локомотивов – безопасных, рентабельных и быстрых», - подчеркнул премьер-министр РФ Д. Медведев.

Напомним, что в конце января он подписал распоряжение Правительства об утверждении программы поддержки транспортного машиностроения в 2016 году. 

Она содержит ряд важных позиций: запрет на эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы, субсидирование инвестиционных проектов по производству инновационных грузовых вагонов, а также операторов при покупке новых вагонов.


Кроме того, принято решение по ставке НДС на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования. «Мы снизили ее на 8%, теперь она составляет 10%. Высвободившиеся средства перевозочные компании, в первую очередь Федеральная пассажирская компания, хочу это подчеркнуть, должны направить на закупку новых составов», - заявил Д. Медведев.


Кроме того, планируется разработать дополнительные, аналогичные существующим, меры по тарифному стимулированию покупки перевозчиками и операторами вагонов. Напомним, что сейчас участникам рынка предоставляется скидка на порожний пробег для инновационных вагонов в связи с тем, что они меньше изнашивают инфраструктуру.

Надежда на экспорт

В прошлом году в целом рынок транспортного машиностроения просел на 37%. Тем не менее, более глубокого падения удалось избежать за счет наращивания экспорта (практически на две трети) и реализации целого комплекса мер государственной поддержки. Например, предоставление субсидий на стимулирование спроса на инновационные вагоны позволило загрузить предприятия и дополнительно поставить около 10 тыс. вагонов. В частности, 1 млрд руб. был выделен на технологическое перевооружение и 1,5 млрд руб. на уплату процентов по кредитам на оборотные средства.

По словам Д. Медведева, сегодня транспортное машиностроение может стать одной из точек экономического роста. Необходимо сгенерировать спрос на продукцию как внутри страны, так и за рубежом. «Принимая во внимание ослабление рубля, это может стать и вполне серьезным стимулом для того, чтобы поставлять продукцию на экспорт», - подчеркнул он.

В прошлом году, несмотря на снижение внутреннего рынка, экспорт подвижного состава за счет поставки 6 тыс. грузовых вагонов в Азербайджан, Казахстан, Эстонию, Латвию и ряд других государств, удалось увеличить в 5 раз.

Д. Медведев заявил, что на этой неделе будет принято решение Наблюдательного совета ВЭБа о выделении трех кредитов для поддержки экспорта пассажирских и грузовых вагонов: для «Метровагонмаша» – по Венгрии, Уралвагонзавода – по Ирану и Казахстану.

По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, в этом году уже предусмотрено 3 млрд на компенсацию части производственных и логистических затрат, а также расходов на реализацию экспортных контрактов отечественных производителей.

Кроме того, он рассказал, что ведутся переговоры о производстве в России для Египта 700 пассажирских вагонов.

НДС стимулировала заказ

Как сообщил министр транспорта РФ Максим Соколов, снижении ставки НДС позволило сократить расходы федерального бюджета на субсидирование пассажирских перевозок до 19 млрд руб. против запланированных ранее 28 млрд руб. Благодаря этому, в инвестиционную программу «РЖД» на 2016 год включено приобретение 186 пассажирских вагонов локомотивной тяги, в том числе 74 – в двухэтажном исполнении.


«Для «РЖД» закупка двухэтажных вагонов – это не только обновление парка, но еще и возможность снизить тариф на 30%», - подчеркнул глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров.


Так, например, новая услуга – дневной скоростной поезд во многом стала более востребованной из-за того, что в 2015-м был обновлен подвижной состав. «Перевозку пассажиров дневными поездами удалось увеличить с 2,2 млн человек до 3,2 млн человек», - подчеркнул О. Белозёров.

По словам Д. Мантурова, таким образом, на системной основе, уже начиная с 2017-го и в последующие годы, «Пассажирская компания» получит источники финансирования для ежегодного обновления своего парка в объеме не менее 370 вагонов, а это уже, собственно, уровень рентабельности.

Как отметил О. Белозёров, ежегодно Федеральная пассажирская компания тратит на закупку нового подвижного состава в своей инвестиционной программе порядка 85%.

С учетом обнуления налоговых ставок на перевозку пригородным железнодорожным транспортом обеспечены дополнительные ресурсы для приобретения вагонов электричек. Отметим, что в инвестпрограмму «РЖД» на 2016 год также включено приобретение 232 единиц моторвагонного подвижного состава. Вместе с тем Центральной пригородной пассажирской компанией совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией проработан вопрос о закупке дополнительно до 220 вагонов электропоездов в 2016 году. О. Белозёров уточнил, что на 15 млрд руб. планируется приобрести 82 вагона производства Демиховского машиностроительного завода и 150 вагонов поезда «Ласточка».

М. Соколов считает, что необходимо сохранить и продлить действие нулевой ставки НДС на пригородные перевозки и в 2017 году. «Это создаст условия для обновления парка пригородных поездов за счет внебюджетных источников хотя бы в центральном районе и, таким образом, сформирует заказ для соответствующих российских предприятий», - полагает он.

«Если решения по компенсациям и по налогу на добавленную стоимость будут носить более долгосрочный характер, тогда мы могли бы сформировать более четко совместную программу с производителями», - добавил О. Белозёров.

М. Соколов также отметил, что снижение ставки НДС на дальние пассажирские перевозки до нуля позволит сократить расходы федерального бюджета на субсидирование – с 19 до 10 млрд руб. уже к следующему году и, соответственно, дополнительно обеспечить приобретение еще порядка 100 вагонов в 2017-м.

Обновление грузового парка

По словам М. Соколова, на начало текущего года парк грузовых вагонов составил лишь 1,87 млн единиц. Таким образом, благодаря принятым решениям за прошлый год удалось значительным образом сократить профицит грузовых вагонов, что, конечно же, улучшило пропускную способность сети железных дорог. «Рабочий парк вагонов, по причине

истечения срока службы, был сокращен более чем на 140 тыс. вагонов, причем 98 тыс. было уже списано и еще порядка 50 тыс. отставлено от движения в ожидании списания», - отметил он.

Напомним, продление срока службы проводилось по требованию технического регламента Таможенного союза путем модернизации с последующей сертификацией новой модели. В рамках исполнения поручений Президента Минтрансом были внесены соответствующие изменения в правила технической эксплуатации железных дорог, которые запрещают постановку в поезда грузовых вагонов, срок службы которых уже продлен после 1 января 2016 года.


«Это касается только отдельных категорий вагонов, в целом же эта мера будет способствовать обновлению парка грузовых вагонов и, таким образом, улучшит характеристики всей сети наших железных дорог. В этом году мы ожидаем выбытия по причине истечения назначенного срока порядка 65 тыс. вагонов, и это уже в свою очередь будет такой основной предпосылкой формирования спроса на продукцию транспортного машиностроения», - добавил М. Соколов.


Для повышения потребности в новых вагонах он также предложил поручить ФАС совместно с Минтрансом и «РЖД» принять методику и порядок предоставления на недискриминационной основе тарифных преференций с улучшенными характеристиками в зависимости от размера экономии затрат «Российских железных дорог».

Также для стимулирования разработки перспективных видов подвижного состава, по мнению министра транспорта, нужно рассмотреть помимо вагонов с осевой нагрузкой более 27 т иные вагоны, которые имеют повышенную грузоподъемность (с учетом норматива – 25 т на ось нагрузка). «Это могут быть, в том числе, и шестиосные вагоны, и сцепы, и другие варианты», - подчеркнул М. Соколов.

Локомотив производства

По словам Д. Мантурова, благодаря решению о выделении дополнительных средств из ФНБ в 2015 году в объеме 62 млрд руб. в общей сложности было приобретено 502 локомотива.

В текущем году, как отметил М. Соколов, в соответствии с утвержденным Правительством финансовым планом и инвестпрограммой «РЖД» планируется закупка 507 локомотивов. Источниками финансирования будут как собственные средства «Российских железных дорог» (почти 29,5 млрд руб.), так и планируемые средства Фонда национального благосостояния, которые были зарезервированы в прошлом году.

«Существующие темпы обновления парка локомотивов позволяют, с одной стороны, сократить износ локомотивного парка и заменить устаревшие модели современными, а с другой – обеспечить заказы на уровне 2015 года и, таким образом, устойчивую работу российских предприятий транспортного машиностроения», - пояснил М. Соколов.

О. Белозёров подчеркнул, что ОАО «РЖД» традиционно является одним из основных потребителей продукции транспортного машиностроения, доля которой в закупках 2015 года составила 11%, или 119 млрд руб. В планах 2016 года эта цифра будет больше – 20%, или 186 млрд руб. При этом номенклатура закупок самая широкая – от отдельных узлов и запчастей до законченных функциональных изделий.

Татьяна Симонова

Справка

По итогам 2015 года рынок железнодорожного подвижного состава превысил 174 млрд руб.: произведено свыше 29,9 тыс. грузовых вагонов, 167 секций магистральных тепловозов, 170 ед. промышленных и маневровых тепловозов, 412 магистральных пассажирских вагонов.

Импорт грузовых вагонов за 2015 год по отношению к 2014 году уменьшился на 79,9% и составил 1,4 млрд рублей. При этом экспорт увеличился в восемь раз и составил 9,7 млрд рублей.

Справка

В целях поддержки транспортного машиностроения в 2015 году предприятиям были предоставлены следующие субсидии:

на стимулирование спроса при приобретении инновационных вагонов, что позволило дополнительно поставить на ж/д линии порядка 10 тыс. инновационных вагонов (постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1223);

на технологическое перевооружение предприятий транспортного машиностроения (постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 года №262);

на стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции транспортного машиностроения (постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2012 года №1302);

из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года №35);

24 организациям транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам на оборотные средства (постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года №214).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 22 августа 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило программу поддержки отрасли транспортного машиностроения на 2016 год (распоряжение от 21 января 2016 года №57-р).

Мероприятия программы направлены на формирование комплексного подхода к развитию отрасли транспортного машиностроения. Предусмотрена разработка механизмов по субсидированию предприятиям транспортного машиностроения части затрат, связанных с производством инновационного грузового железнодорожного подвижного состава, что позволит повысить эффективность его продаж. Также предусматривается субсидирование покупателям продукции вагоностроения части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, с целью уменьшения риска роста ставки на услуги операторов железнодорожного подвижного состава в связи с необходимостью приобретения новых вагонов. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions