+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.03.2016 15:45:14
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Скидки к тарифам хороши, а тонкие настройки железнодорожных перевозок – лучше

Сложная экономическая обстановка в РФ заставляет искать разные способы, чтобы привлечь на железные дороги дополнительные грузопотоки. Однако при этом вряд ли удастся получить выгоду от простых решений. Для этого потребуется поиск комплексных сервисов.
 

Инфраструктура требует загрузки

Как пояснили в ОАО «РЖД», для привлечения дополнительных грузопотоков на сеть в компании используют различные инструменты. Скажем, в Системе фирменного транспортного обслуживания это делают за счет повышения качества сервиса.

В качестве примера можно привести перевозку скоропортящихся грузов из Китая в Россию в рефсекциях и в рефконтейнерах через ст. Забайкальск. Другие примеры – перевозки зерна грузовыми экспрессами, а также организация нового контейнерного сервиса между станциями Владивосток и Ховрино (ОЖД).

Последний маршрут ориентирован на контейнеры, перевозимые в западном направлении из стран Юго-Восточной Азии через Владивостокский морской торговый порт, а также грузы с Дальнего Востока, доставляемые в режиме внутритаможенного транзита, пояснил представитель транспортной группы FESCO. По его словам, новый контейнерный поезд начал курсировать в феврале 2016 года. Время в пути – 10 суток. Сервис позволяет оптимизировать логистику клиентов.

Для формирования регулярных маршрутов в направлении Москвы в ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» на примыкании к ст. Мыс Чуркин ввело в эксплуатацию четыре дополнительных пути. «Этот проект реализуется в рамках программы «Транссиб за 7 суток», – уточнила начальник ст. Мыс Чуркин Анна Курило.

На заседании координационного совета в Чите немало говорилось о подобных инициативах. И все же в своем выступлении президент компании Олег Белозёров поставил акцент на другом инструменте привлечения дополнительных грузопотоков на сеть – тарифной политике. По его мнению, она должна быть достаточно гибкой, чтобы эффект от механизма регулирования получился в итоге максимальным.

В подтверждение этого специалисты ОАО «РЖД» отметили в качестве хорошей идеи предоставление понижающего коэффициента к железнодорожному тарифу на перевозки импорта в контейнерах со станций Дальневосточной магистрали (Владивосток, Находка-Восточная, Уссурийск, Первая Речка, Мыс Чуркин, Угольная, Угловая) на станции Московского и Санкт-Петербургского узлов.

Как ожидается, это позволит переключить на Транссиб определенную часть грузов. Для уменьшения импорта на железной дороге есть объективные причины. Однако глубину спада, как полагают эксперты, можно уменьшить, если железные дороги смогут оттянуть на себя часть грузопотоков с автомобильного транспорта. Вот почему в ОАО «РЖД» и предложили предоставить максимально возможные понижающие коэффициенты для тех грузоотправителей, которые перевозят контейнеры на небольшие расстояния.

Уточним, что в декабре 2015 года правление Федеральной антимонопольной службы решило сместить нижнюю границу коридора до -25% против установленного ранее показателя в -12,8%. Это как раз и было мотивировано тем, что понижающие коэффициенты призваны привлечь дополнительные объемы грузов на железную дорогу.

Экспорт – повод для дискуссий

«Для клиентов подобные решения – благоприятные известия. Ценовой фактор всегда играет важную роль. Особенно при перевозках массовых грузов», – отметил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. Имеет он вес и на определенных направлениях перевозок грузов, в том числе там, где имеется конкуренция с другими видами транспорта.

«Весьма существенно, что предполагается принятие решений, которые расширяют границы тарифного коридора в сторону понижения. Правда, железнодорожные перевозки в РФ всегда напоминают сообщающиеся сосуды», – продолжил П. Иванкин.

По его словам, если на отдельных маршрутах для одного отправителя ставка убавляется, то на других участках для других клиентов тариф, наоборот, обычно прибавляется. Причем доходы ОАО «РЖД» от такого повышения могут превысить потери от предоставленных в ином случае понижающих коэффициентов. Обычно это делается на экспортных направлениях перевозок, где по ряду макроэкономических причин объемы погрузки могут расти.

Этот вопрос непростой. Тему, связанную со снижением экспортных надбавок на тарифы ОАО «РЖД», в правительстве РФ было намечено рассмотреть отдельно. Причем по каждому грузу, сообщил журналистам вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в кулуарах Красноярского экономического форума. Сейчас свои предложения по этому поводу готовит Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

Напомним, что экспортные надбавки к железнодорожным тарифам были установлены ОАО «РЖД» в начале 2015 года, когда из-за девальвации рубля многие российские производители резко нарастили объемы поставок за рубеж. В дальнейшем они были сначала снижены для угля, а затем на перевозку металлов, но только на I квартал 2016 года и с условием перевозки объемов за этот период не менее, чем в 2015-м.

Вместе с тем руководитель ФАС Игорь Артемьев считает, что на падающем рынке в РФ надбавки на железнодорожный экспорт всех грузов, кроме высокотарифных, следует вообще отменить. Менее радикально настроен глава департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Ярослав Мандрон. По его словам, ОАО «РЖД» должно проявлять лишь больше гибкости при тарификации экспорта, регулируя величину надбавки в зависимости от конъюнктуры рынков сбыта грузов, предъявленных к перевозке. Иными словами, подобные надбавки в 2016 году не должны быть установлены надолго и в неизменном виде.

Спрос на сложную логистику

Как отмечают грузоотправители, сейчас замечание О. Белозёрова о необходимости совершенствования тарифной политики ОАО «РЖД» весьма актуально. Действительно, методика регулирования тарифного коридора была принята с десяток лет назад ФАС и теперь с незначительными поправками используется ОАО «РЖД». Однако рынок-то уже изменился.И порядок предоставления понижающих коэффициентов в таком случае целесообразно будет уточнить.

В частности, сам процесс прохождения заявок грузоотправителей по кабинетам ОАО «РЖД» довольно трудозатратен. Необходимо предоставлять копии контрактов предприятий, приводить аргументы для обоснования решения в ОАО «РЖД». Иными словами, выполнять, по сути, ту работу, которую по идее должна делать маркетинговая служба перевозчика.

Как полагают представители «ОПОРЫ России», ОАО «РЖД» необходимо иметь сильный маркетинговый блок, который должен находить резервы для снижения издержек холдинга, а не заставлять это делать грузоотправителей.

«В таком случае можно отыскать гораздо более широкий спектр поводов для предоставления понижающих коэффициентов для клиентов. Например, с учетом сезонного фактора при отправке грузов, общей ситуации на рынках сбыта той или иной продукции. Для механизма привлечения на сеть дополнительных грузопотоков нужны более точные настройки», – полагает генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой.

По его словам, неправильно предоставлять понижающие коэффициенты отдельным предприятиям, которые способны наполнить своими грузами те маршруты, где ОАО «РЖД» имеет резервы пропускной способности инфраструктуры. Тем самым гармонизируются железнодорожные перевозки, но вносится дисбаланс в логистику промышленных предприятий.

Скажем, если один из крупных карьеров, который настаивает на понижающем коэффициенте для своей продукции, получит желаемое, то такое решение рискует обвалить, например, значительную часть рынка добычи инертных стройматериалов в Карелии.

Выходом может стать предоставление клиентам более сложных логистических продуктов, в которых понижающие коэффициенты к тарифам ОАО «РЖД» целесообразно сочетать с другими факторами, влияющими на решение отправителей грузов увеличивать объемы поставок по сети российских железных дорог. В частности, это можно обеспечить соблюдением сроков перевозок, регулированием длины отправляемых поездов, подачей подвижного состава под погрузку по удобному для клиента графику.
Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions