+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.10.2015 11:25:37
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Щебень преткновения

Введение лицензирования импорта щебня и гравия из Украины пока не вызвало ожидаемого резкого роста спроса на предложение со стороны отечественных предприятий. Уже в скором времени украинские производители могут получить соответствующие разрешения, а среди российских грузоотправителей в выигрыше оказываются те, кто нивелирует риски сезонности выстраиванием поступательной логистики вне зависимости от внешней конъюнктуры рынка.  

Есть запрет, а спроса нет
По оперативной информации, с начала года погрузка строительных грузов на железных дорогах России составила 97 млн т, показав снижение к январю – сентябрю 2014-го на 11,5%. Большее падение среди всей номенклатуры грузов отмечается лишь при перевозках цемента – до 22,6 млн т (-12,4%). Спрос на стройматериалы будет снижаться и дальше, прогнозируют эксперты, поскольку он напрямую связан с падением темпов строительства и инвестиций в основной капитал.


Определенные ожидания грузовладельцев были связаны с введением лицензирования импорта щебня и гравия из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в частности из Украины. Подобная мера должна была бы привести к росту спроса на инертные материалы, в том числе из-за некоторых опасений, что возникнет дефицит продукции и увеличение стоимости щебня. «Но практика показывает другое: есть запрет, а спроса нет», – констатирует вице-президент ассоциации «Карьеры Евразии» Алексей Галимов.


Как пояснил заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания «Автострада Менеджмент» Дмитрий Завьялов, украинский импорт поступал в основном из 30 крупнейших карьеров, а ежемесячный объем ввоза составлял 1,2 млн т. Аналогичный украинскому по качеству щебень из Карелии и Калининградской области покрывает только порядка 800 тыс. т. При этом тем требованиям по качеству, которые были заявлены постановлением «О лицензировании импорта щебня и гравия», большинство предприятий, производящих щебень на территории РФ, зачастую не соответствуют.
В целом, по подсчетам специалистов «Автострада Менеджмент», стоимость аналогичной украинской продукции увеличилась на 20–37% в зависимости от региона. «В среднем рост составил от 950 до 1300 руб. за тонну. Основная причина – снижение конкуренции и доминирующее положение определенных игроков, которые пользуются ситуацией и повышают цены, – рассказывает Д. Завьялов. – Мы провели небольшой анализ, который показывает, что данное удорожание может привести к дополнительным расходам строителей, включая производителей ЖБИ и дорожно-строительные организации, – порядка 450–500 млн руб. ежемесячно, или около 5 млрд руб. в год. Это, по сути, бюджет одного федерального казенного управления федеральных автомобильных дорог на целый год в отдельном регионе России. Естественно, такое удорожание вызовет нехватку денежных средств у подрядчиков для расчета с поставщиками. Все знают, что часть конкурсов разыграна, многие еще в процессе, но сметы уже утверждены – и строители не смогут покупать материалы сверх тех средств, которыми они располагают». Сработал эффект эха, резюмирует эксперт, наблюдалось как прямое удорожание, когда выросли цены в Центральном федеральном округе, за счет того что перевозка из Калининградской области и Карелии дороже, чем из Украины, так и косвенное, поскольку повысился спрос на территории самих этих добывающих областей, а в Москве, Брянской, Белгородской и ряде других областей наметился дефицит качественного щебня.

В борьбе за долю рынка
Как пояснили в компании, удорожание транспортировки щебня не зависело от ОАО «РЖД», тариф которого не менялся. Некоторое сезонное повышение было вызвано действием вагонной составляющей, и уже через пару месяцев можно ожидать выравнивания цен. По оценке начальника департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок ОАО «РЖД» Алевтины Кирилловой, сложившийся уровень тарифов на перевозку нерудных строительных материалов (НСМ) полностью позволяет отечественным производителям не только выдерживать конкуренцию, но и наращивать объемы производства и сбыта данной продукции. «Что касается вопросов импортозамещения украинского щебня, то в рамках реализации права ОАО «РЖД» на изменение уровня тарифа в ценовом коридоре на транспортировку щебня из Украины был введен повышающий коэффициент, который дает возможность увеличить конкурентоспособность российских грузоотправителей, в частности добывающих предприятий Карелии. Транспортная составляющая для перевозок в Московский регион щебня из Карелии и Украины составляет 34 и 45% соответственно», – рассказала А. Кириллова.


В то же время украинские импортеры не намерены уступать свою долю рынка. Как отметил директор представительства госпредприятия «Укрзализныця» в РФ Михаил Филиппов, они исчезли ненадолго. «Украинские поставщики раньше пройдут сертификацию и постепенно выйдут на позиции 2015 года с возможным падением на 25–35%, но окончательно рынок не оставят – связи с потребителями наработаны и не исчезнут», – подчеркнул он.


Тем не менее время, прошедшее с момента вступления в силу правительственного постановления, уже позволяет делать первые выводы о том, насколько действенными оказались меры тарифного и внетарифного регулирования в поддержку российских производителей НСМ. Как констатирует заместитель начальника департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД» Николай Досегаев, сегодня можно говорить о первых результатах импортозамещения в этой сфере – перевозки из Украины снизились на 50%, при этом перевозки из Карелии показали рост на 41%. Наращивание объемов производства подтверждает и коммерческий директор АО «Национальная нерудная компания» Михаил Зотов. По его данным, промышленное производство щебня после закрытия Украины в целом выросло более чем на 20%. «Вместо того чтобы сокращать, мы начали увеличивать объемы производства. Если говорить про отгрузки до потребителя, то еще в зимний период мы завезли по железной дороге в Москву 10% от объема поставок, фактически полмиллиона тонн. Причем без всякого удорожания в цене», – рассказал он. Окажется ли этот рост долговременным, покажет дальнейшая динамика основных экономических показателей развития страны. Пока что тренды остаются противоречивыми и во многом зависят от стратегий позиционирования на рынке и наработанного запаса прочности отдельных компаний, в том числе занятых в сфере добычи и производства НСМ.
Оксана Перепелица
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions